Сикстинская капелла микеланджело и музеи ватикана: карта, часы работы, билеты

Купить билеты в Ватикан и Сикстинскую капеллу онлайн | Схема и цены

Музеи Ватикана находятся в центре Рима на Ватиканском холме, на территории Ватиканского государства, которое одновременно является резиденцией Папы Римского. Население страны – около тысячи человек, включающее швейцарскую гвардию (охрана Папы), кардиналов, секретарей и мирян.

Гражданство в Ватикане не наследуется и не приобретается в момент рождения – выдается только тем, кто служит Святому Престолу.

К культурным ценностям Ватикана относится не только Музеи и Сикстинская капелла, собор Святого Петра и площадь, прилегающая к нему, а также Сады Ватикана, расположенные на площади более 20 га.

Обратите внимание

Закажите билеты заранее, чтобы избежать ожидания в длинных очередях. Абонемент Музеи Ватикана и Сикстинская капелла позволит вам попасть в Ватикан без очереди и самостоятельно осмотреть Сикстинскую капеллу! Абонементы действительны для входа в музеи БЕЗ экскурсии, но если вы хотите заказать тур с сопровождением, выбирайте частную экскурсию или групповую экскурсию.

Купить билеты можно ЗДЕСЬ

История создания музея в Ватикане

Началом создания Музея в Ватикане считается эпоха Папы Юлия II (1503 -1513 г), который был первым правителем, открывшим на обозрение публики сокровищницу папского дворца. Первыми экспонатами были статуи, расположенные в «Дворе Статуй», сейчас это Восьмигранный Двор.

В период правления Папы Клемента XIV (1769 — 1774) и Папы Пио VI (1775 — 1799) все экспонаты были перенесены в специальные здания и упорядочены в коллекции, которые были открыты для посещений публики.

Создание Понтифийской Галереи и Музея благоприятствовало развитию науки и культуры и содействовало охране предметов античной древности.

В настоящее время этот музей носит имя этих двух Пап – музей Пио-Клементина, который вместе с музеями Кьяромонте, Григориана Профана и Новый Сектор образовывают Музей Классического Античного Искусства.

В Восьмигранном Дворе, являющийся частью Дворца Бельведере, в процессе реконструкции в период правления Папы Пия VI были устроены четыре ниши, в которых размещены всемирно известные статуи – в нише Гермеса – статуя Гермеса, римская копия Праксителя (IV веке до н. э. ).

В нише Кановы расположена статуя Персея, изготовленная по просьбе Папы Пия VII в 1800 году, для установки на месте разрушенного войсками Наполеона оригинала. В нише Аполлона находится одноименная статуя, изготовленная из мрамора в 135 году до рождества христова.

В четвертой нише находится мраморная группа «Лоакоон и сыновья», найденная на месте Золотого дворца императора Нерона. Считается, что это работа греческих скульпторов из острова Родос.

Важно

В этот музей входят также залы — Греческого креста, Ротонда (круглый), Зверей, Муз, Бюстов, Галерея Масок и Атрий Бельведерского дворца. Все залы поражают воображение убранством, фресками на стенах и полах, скульптурами, картинами, гобеленами известных мастеров эпохи Возрождения, Средневековья и современного искусства.

Особо следует отметить Ватиканскую библиотеку, основанную в XV веке понтификом Николаем V.

Библиотека насчитывает более 1500000 экземпляров, среди которых имеются старинные географические карты, монеты и медали, манускрипты, гравюры, папирусы, печатные книги и инкунабулы, собранные в сокровищницу со всего мира.

Библиотека открыта для определенного круга читателей – ученых, профессоров и научных исследователей, но для посещения необходимо получить особое разрешение.

С момента основания в музее возводились новые здания, реставрировались старые и коллекция постоянно пополнялась новыми экспонатами.

В данный момент Музеи Ватикана состоят из следующих компонентов:

1) Музей классического античного искусства, включающий в себя:

  • Музей Пио Клементина;
  • Музей Кьярамонте;
  • Новый сектор;
  • Музей Григориана Профана.

2) Музей Григориана Етрусского, состоящий из:

  • Зала «Антиквариат Римской Империи»;
  • Зала «Коллекция ваз».

3) Музей Григориана Египетского

4) Нижние галереи

5) Свадебная комната Альдобрандини

6) Апартаменты Борджиа

7) Капелла папы Урбана VIII

8) Капелла Николина

9) Зал Кьяроскури

10) Станцы Рафаэлло

11) Зал Иммаколата

12) Зал Дам

13) Апартаменты папы Сан Пио V

14) Верхние галереи

15) Дворец Бельведере

16) Папские костюмы, оружие и кареты

17) Музей Реликвий

18) Этнологический музей

19) Коллекция современного искусства

20) Мозаики Минути

21) Керамика IX — XVIII веков

22) Гобелены

23) Художественная галерея

24) Музей Пио Кристиано

Микеланджело Буонаротти: Сикстинская капелла – история создания

Поражает своим величием Сикстинская капелла в Ватикане. По поручению Папы Сикста IV архитектор Дольче начинает строительство здания в виде военного бастиона, которое должно подчеркнуть военную мощь и силу католической церкви, а внутренне убранство капеллы должно показывать могущество и власть понтифика.

По размерам здание получилось небольшое, но благодаря внутреннему убранству и росписям известных художников эпохи Возрождения цель была достигнута – Сикстинская капелла по праву может занимать место самого величественного творения рук человеческих.

Зал капеллы построен в форме прямоугольника, разделенного на две половины мраморной решеткой. Наверху боковых стен расположены окна, между которыми есть изображения всех предшественников Папы Сикста IV в полный рост. Средний ярус капеллы помещает фрески с картинками из жизни по рассказам из Ветхого и Нового Завета.

Нижний ярус капеллы вмещает в себя 12 фресок, показывающих библейские истории.

Фрески Сикстинской капеллы, находящиеся на алтарной стене, изображавшие «Рождение Христа» и «Нахождение Моисея» не сохранились, и на их месте Микеланджело создает картину «Страшный суд». Главном персонажем в этой картине является Иисус Христос, единственная фигура, не поддающаяся смятению в хаосе движения.

Апостолы и сама дева Мария изображены с орудиями пыток в руках, требующих возмездия и наказание грешников. На протяжении многих веков эта картина вызывала одновременно восхищение и неодобрение церковной верхушки.

Совет

Работа Микеланджело в Сикстинской капелле «Страшный суд» является самым выдающимся творением эпохи Возрождения.

Роспись Сикстинской капеллы производился в течение 8 лет известными художниками Сандро Боттичелли, Бернардино Пинтуриккио, Козимо Рассели, Пьетро Перуджино, Доменико Гирландайо. Микеланджело расписывал плафон Сикстинской капеллы.

Как известно, Микеланджело Буонаротти не был художником – он ваял скульптуры, и все свое творческое вдохновение использовал для высечения из мрамора всевозможных исторических персонажей. Поэтому подчиняясь приказу Папы Юлия II за работу берется неохотно.

Первым изображением, созданным Микеланджело, является «Потоп», в котором главным действующим лицом представлен человек, а не стихия.

Потолок Сикстинской капеллы был выполнен мастером за четыре года, вместив в себя изображение 343 персонажей. Общая площадь росписи – 600 кв. метров.

Еще одной выдающейся работой известного мастера славиться Сикстинская капелла — «Сотворение Адама», которая изображает четвертую картину из книги Бытия. Акцент ставиться на жесте двух рук – бог-отец в окружении ангелов протягивает руку Адаму и оживает его.

Сикстинская капелла Микеланджело с самого своего основания используется для проведения конклавов – заседаний кардиналов для избрания нового папы. Белый дым, поднимающийся, над Ватиканом указывает на то, что Понтифик избран и где находится Сикстинская капелла.

Сикстинская капелла – картины, находящиеся в галерее с северной стороны, рассказивающей о жизни Христа: «Крещение», «Призвание апостолов», «Нагорная исповедь», «Тайная вечеря», «Вручение ключей»,»Искущение Христа». Картины, находящиеся с южной стороны, рассказывающейо жизни Моисея: «Призвание Моисея», «Дарование заповедей», «Переход через море», «Возмущение против законов», «Обрезание сына Мотсея» и «Смерть Моисея».

При рассмотрении потолка в капелле можно получить внезапный обморок, который медики назвали Синдром Сикстинской капеллы. Такой обморок случается при запрокидывании головы, в результате чего артерии перекрываются и снижается поступление крови в мозг.

Станцы Рафаэля

Видное место занимают Станцы Рафаэля в Музее Ватикана. Это апартаменты Папы Юлия II, который избирается на престол в 1503 году. Для обустройства своих комнат он пригласил двадцатипятилетнего художника их Флоренции Рафаэля Санти. Апартаменты насчитывают три комнаты по 80 кв. метра.

Первая комната – Станца делла Сеньятура, в которой хранилась папская печать, должна была демонстрировать единство философии, юриспруденции, богословия и поэзии. Так, на каждой из стен были изображены сцены, характерные для этих четырех видов деятельности человека.

Сюжетные композиции «Парнас», «Диспут», «Афинская школа» и «Юстиция» поражают своей гармонией и ясностью.

Обратите внимание

Станца д’Елиодоро расписана на тему о чудесном покровительстве Бога церкви. Три фрески «Месса в Больсене», «Изведение Петра» и «Изгнание Элиодора» демонстрируют всемогущество Бога.

Последняя комната — Станца делль Инчендио ди Борго. На фресках в этой комнате прославляются два Папы — Лев III и Лев IV. Фреска «Пожар в Борго» считается наиболее выразительной и красивой в этой комнате.

Станцы Рафаэля были расписаны в течение 9 лет самим художником и его учениками. Последняя, четвертая комната – зал Константина был закончен после его смерти, поэтому этот зал не очень известен.

Музеи Ватикана — время работы

С понедельника по субботу музей открыт с 9:00 до 18:00

Кассы закрываются на два часа раньше

В воскресенье музей закрыт, кроме первого воскресенья каждого месяца – по распоряжению Правительства Италии – все музеи в первое воскресенье открыты и вход бесплатный. Часы работы Музеев Ватикана в первое воскресенье месяца: вход с 9. 00 до 12. 30, закрытие музея в 14. 00. Если католическая Пасха выпадает на первое воскресенье месяца, то музей закрыт.

Музей закрыт по таким числам:

  • 1 января – Новый год
  • 6 января – крещение (по католическому календарю) Иисуса Христа
  • 11 февраля
  • 19 марта – день San Giuseppe
  • 20, 21 и 27 апреля
  • 29 июня – день основателей города Рима — святых Петра и Павла
  • 14 и 15 августа – праздник Вознесения Богоматери
  • 1 ноябра – день всех святых
  • 8, 25 и 26 декабря – Рождество и День Святого Стефана

Входной билет предусматривает посещение Музеев Ватикана и Сикстинской капеллы только в день покупки билета. Секции музея, закрытые для общественных посещений, можно посетить по предварительному запросу.

Билеты в Музеи Ватикана приобретаются непосредственно в кассах, но для этого нужно отстоять огромную очередь – желающих посмотреть шедевры мирового искусства очень много.

Для удобства и быстроты существует продажа в Музеи Ватикана билетов онлайн, достаточно зайти на официальный сайт на русском языке https://selectitaly.

ru/tickets/museums/muzei-vatikana-i-sikstinskaya-kapella-rim/205/aff:305 и приобрести нужное количество билетов.

Памятка посетителям Музеев Ватикана

Посещение Собора Святого Петра и Музеев Ватикана имеет свои правила и особенности, которые необходимо строго придерживаться.

Первым делом это касается одежды – недопустимо посещение в коротких юбках и шортах, сорочках и майках без рукавов и головных уборах. Это правило предусмотрено для всех без исключения.

Запрещено дотрагиваться до предметов искусства – все экспонаты оснащены электронной сигнальной системой, а комнаты видеокамерами.

  1. Запрещено экскурсоводам давать объяснения в здании Сикстинской капеллы. Это производиться перед входом в капеллу.
  2. Запрещено снимать на профессиональные фото- и видеокамеры экспонаты и комнаты музея (для подобных съемок требуется специальное разрешение). Любительской фотокамерой снимать разрешается, но только без использования флеш вспышки. В Сикстинской капелле запрещено проводить съемку любым видом камер, в том числе смартфонами и планшетами. В противном случае персонал имеет право на изъятие аппарата.
  3. Запрещено пользоваться лазерными указками на всей территории музея.
  4. Для зарисовок и набросков всех предметов искусства разрешено использовать карандаш, но только при наличии специального разрешения.
  5. Смартфоны и мобильные телефоны можно использовать, соблюдая тишину. Исключение составляет Сикстинская капелла.
Обратите внимание

Закажите билеты заранее, чтобы избежать ожидания в длинных очередях. Абонемент Музеи Ватикана и Сикстинская капелла позволит вам попасть в Ватикан без очереди и самостоятельно осмотреть Сикстинскую капеллу! Абонементы действительны для входа в музеи БЕЗ экскурсии, но если вы хотите заказать тур с сопровождением, выбирайте частную экскурсию или групповую экскурсию.

Читайте также:  Аренда машины в италии или buy-back лизинг: что выбрать?

Купить билеты можно ЗДЕСЬ

Источник: http://lifeinitaly.ru/lazio/provincia-di-roma/the-vatican-museums-and-the-sistine-chapel/

Сикстинская капелла

Апостольский дворец в Ватикане — официальная резиденция Папы Римского. Именно в нём нашла прибежище самая известная часовня Ватикана — Сикстинская капелла (итал. Cappella Sistina). Всемирную славу капелле принесло её потрясающее сходство с ветхозаветным Храмом Соломона.

Над убранством капеллы трудились талантливейшие мастера эпохи Возрождения: Боттичелли, Рафаэль и Микеланджело. Туристов в капеллу влекут именно фрески работы Микеланджело: огромный монументальный «Страшный суд», легендарное «Сотворение Адама» и удивительный будто бы объёмный потолок, полностью расписанный великим мастером.

Площадь Святого Петра в Риме, где находятся Ватиканский Музей и Сикстинская капелла, является излюбленным местом для свадебных фотосессий.

Нельзя не отметить тот факт, что город, как и Италия в целом, стал одним из популярных направлений так называемого «свадебного туризма».

Учитывая, что свадьба в Риме не такое уж хлопотное дело (благодаря, конечно же, посредникам в лице свадебных агентств), вполне объясним большой поток желающих сделать этот памятный день еще более особенным.

Фотосъёмка в самой Сикстинской капелле запрещена, но посетители всё равно тайком делают фотографии, которые довольно отдалённо передают всё величие знаменитых фресок.

Сейчас Сикстинская капелла — это исторический памятник, поэтому церковные службы здесь не проводят, но её используют для проведения конклавов, на которых кардиналы избирают нового папу Римского.

Сикстинская капелла: история

Сикстинская капелла была построена в середине XV века по заказу папы Римского Сикста IV (отсюда название) как домовая церковь.

После постройки Сандро Боттичелли и группа других художников украсили боковые стены: на северной изобразили цикл из шести картин об истории Христа, на южной — шесть фресок из истории Моисея. Потолок расписал под звёздное небо художник Пьерматтео д’Эмилия.

Фреска «Искушение Христа» работы Боттичелли, © commons.wikimedia.org

Ещё через 30 лет по приглашению папы Юлия II потолок Сикстинской капеллы расписал Микеланджело.

Ещё через 25 лет он же создал фреску «Страшный суд» на алтарной стене.

Роспись потолка — самая масштабная работа великого мастера в технике фрески, а произведения «Страшный суд» и «Сотворение Адама» — одни из самых известных в мире шедевров эпохи Возрождения.

Потолок Сикстинской капеллы

На потолке Сикстинской капеллы представлен самый известный цикл фресок великого Микеланджело.

Мастер создал его в рекордно короткое время, всего за 4 года, притом что сам себя называл не живописцем, а скульптором, и для него это был первый опыт настолько масштабной работы в технике фрески, к тому же большую часть работы он выполнял в одиночку, не доверяя помощникам. Потолок Сикстинской капеллы признан одним из главных шедевров искусства эпохи Высокого Возрождения.

Одно из впечатляющих свойств этой росписи — сводчатый потолок предстаёт объёмным за счёт ложных архитектурных элементов, выполненных в технике «тромплей». Пилястры, карнизы, барельефы — всё это нарисовано. С помощью этого приёма Микеланджело разбил пространство на зоны, в каждой из которых размещен тот или иной сюжет или персонаж.

Девять центральных фресок изображают сцены из Книги Бытия:

  • Сотворение светил и планет,
  • Сотворение Адама,
  • Грехопадение и Изгнание из Рая,
  • Потоп,
  • Отделение света от тьмы,
  • Отделение суши от вод,
  • Сотворение Евы,
  • Жертвоприношение Ноя,
  • Опьянение Ноя.

Фреска «Сотворение Адама», © Микеланджело

По краям мастер изобразил двенадцать пророков и сивилл, над окнами капеллы — имена и изображения предков Христа. В углах часовни изображены четыре библейские драматические истории: Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий, Наказание Амана.

Фреска «Страшный суд»

Монументальное произведение покрывает всю алтарную стену Сикстинской капеллы, ради его создания в своё время в этой стене заложили окна. Микеланджело создал её почти через 25 лет после того как расписал потолок, работа заняла также всего 4 года.

Композиция полотна делится на три части: вверху летящие ангелы, в центре — Христос, Дева Мария и блаженные, внизу — ангелы Апокалипсиса, возвещающие о конце времён, восхождение праведников на небеса и схождение грешников в ад.

«Страшный суд» в истории искусств считается произведением, завершившим эпоху Возрождения. В своё время работа подверглась жёсткой критике. Микеланджело обвиняли в ереси и непристойности за то, что он изобразил людей обнажёнными. В ответ на обвинения мастер изобразил одного из своих главных оппонентов в виде царя Миноса в аду.

Спустя 24 года после создания фрески наготу закрасили по решению Тридентского собора и распоряжению папы Римского Павла IV.

Важно

Художник, который этим занимался, получил уничижительное прозвище «штанописец».

Самый непристойный по мнению критиков фрагмент, изображающий святого Власия и святую Екатерину Александрийскую, ему пришлось полностью вырезать из стены и переписать, придав героям «пристойные» позы.

Сикстинская капелла: время работы в 2019 году

Ватиканский музей, в котором находится Сикстинская капелла, открыт с понедельника по субботу с 9:00 утра до 18:00 вечера, последний вход в музей в 16:00.

По воскресеньям музей закрыт, кроме последнего воскресенья каждого месяца, когда музей работает с 9.00 до 14.00 (последний вход в 12:30), и вход для всех бесплатный.

Это правило действует за исключением тех случаев, когда последнее воскресенье месяца совпадает с Пасхальным Воскресеньем, Днём Святых Петра и Павла 29 июня, Рождеством 25 декабря и Днём Святого Стефана 26 декабря.

В даты религиозных праздников Ватиканский музей закрыт. В 2019 году это даты 1 и 6 января, 19 марта, 2 апреля, 1 мая, 29 июня, 14 и 15 августа, 1 ноября, 8, 25 и 26 декабря.

В 2019 году Сикстинская капелла закрыта для посетителей 27 июня с 17:00 до 18:00, последний вход в 16:30.

Ознакомиться с полным календарём работы Ватиканского музея на ближайшие два года вы можете на официальном сайте. Белым цветом обозначены обычные дни, зелёным — дни с бесплатным входом, жёлтым — дни, когда музей дополнительно работает в вечерние часы с 19:00 до 23:00, красным — дни, когда музей закрыт.

Сикстинская капелла снаружи, © Wikimedia Commons

Билеты в Сикстинскую капеллу, цена в 2019

Билеты и экскурсионные туры можно забронировать на официальном сайте Музея Ватикана. Посетить отдельно только Сикстинскую капеллу невозможно, нужно купить общий билет в музей.

Билеты в Сикстинскую капеллу и Музеи Ватикана

Купить билет через Интернет в Сикстинскую капеллу и Музеи Ватикана

Купить билет

  • Стандартный входной билет в Ватиканский музей стоит 17 €.
  • Билет «без очереди» через онлайн-бронирование стоит 21 €.
  • Льготный билет — 8 €. Льготы действуют для детей от 6 до 18 лет, священников и семинаристов, бывших или действующих сотрудников Ватикана, а также студентов до 25 лет включительно при наличии документа.
  • Льготный билет «без очереди» стоит 12 €.
  • Для учащихся начальной и средней школы в организованных группах билет стоит 4 € за каждого ученика. На 10 детских билетов предоставляется один бесплатный билет для учителя. Групповое посещение нужно забронировать заранее с указанием всех участников, и в день посещения необходимо принести официальную заверенную бумагу из школы с тем же списком.
  • Билет «без очереди» для школьников в организованных группах — 6 €.
  • Аудиогид (для желающих) — 7 €.
  • Аудиогид для детей от 6 до 12 лет — 5 €.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/vatikan/city/vatican_city/temples/2905

Музеи ватикана и сикстинская капелла • romeadvisor.com

Музеи ватикана и сикстинская капелла

www.vatican.va, Viale Vaticano, взрослый €16, последнее вс месяца бесплатно, аудиогид €7; пн-сб 9:00-18:00, последний посетитель в 16.00; последнее вс месяца 9:00-16.00, последний посетитель в 12.30.

Закрыто: 1 и 6 янв, 11 фев, 19 марта, 20, 21, 27 апреля, 1 мая, 29 июня, 14 и 15 авг, 1 нояб, 25 и 26 дек. Купить билет в Ватикан онлайн, чтобы избежать очередь на входе: www.biglietteriamusei.vatican.

va, доплата за бронирование билета в Ватикан €4.

Посещение музеев Ватикана запомнится вам на всю жизнь, однако потребует от вас стойкости и терпения. В порядке вещей – огромные очереди, а протяженность музейных экспозиций достигает 7 км.

Совет

Говорят, что если постоять около каждого экспоната 1 минуту, то на просмотр всей коллекции потребуется 12 лет! Если вы не искусствовед или историк, то ваш визит в Ватикан значительно упростится в компании гида и, главное, наполнится смыслом, историей, интересными фактами и яркими рассказами.

Узнать детали и присоединиться к экскурсии с гидом в музеи Ватикана и собор Св. Петра (в малой группе до 8 человек, 3 часа с лицензированным гидом, €36/человека, билеты включены, вход без очереди) можно здесь.

Этот огромный комплекс, расположенный на территории 5,5 га, состоит из двух дворцов – Ватиканского дворца (рядом с собором Святого Петра) и дворца Бельведер, к которому примыкают две галереи.

Каждая галерея содержит огромное количество бесценных экспонатов, но для того, чтобы увидеть самые известные из них, вам будет достаточно посетить Пинакотеку (Pinacoteca), музей Пия-Климента (Museo Pio-Clementino), Галерею географических карт (Galleria delle Carte Georgafiche), Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) и Сикстинскую капеллу (Capella Sistina). На всей территории музеев имеются указатели. Для удобства вы можете воспользоваться аудиогидом за €7 (есть на русском языке). Здания музеев Ватикана оборудованы всеми необходимыми средствами для людей с ограниченными возможностями. Посетители с маленькими детьми могут проходить на территорию комплекса с детскими колясками.

Как избежать очереди в музеи ватикана

  • Закажите билеты в музеи Ватикана на сайте билетных касс www.biglietteriamusei.vatican.va. После оплаты стоимости билета вы получите подтверждение по электронной почте, которую нужно будет распечатать (!) и предъявить при  входе в музей вместе с вашим паспортом или любым другим удостоверением личности. Стоимость онлайн бронирования билетов в Ватикан €4.
  • Лучшее время для посещения – первая половина среды, когда на площади Святого Петра проходит аудиенция папы. Избегайте понедельников, когда  большая часть музеев закрыта.
  • Закажите экскурсию в музеи Ватикана с лицензированным гидом.

Лучшая экскурсия по музеям ватикана

Очередь в музеи Ватикана круглый год, разница лишь во времени ожидания. В высокий сезон однозначно рекомендуем бронировать билет онлайн на официальном сайте Ватикана. Стоимость бронирования в размере €4 с лихвой покроет пару часов ожидания в очереди.

Отвечая на вопрос о том, что посмотреть в Ватикане в первую очередь, если у вас в распоряжении, скажем, всего 3 часа, рекомендуем наиболее популярный и проверенный маршрут, который позволит увидеть главные достопримечательности Ватикана и завершится в великолепной Сикстинской капелле.

Если в вашем распоряжении достаточно сил и чуть больше времени, то не спешите сразу отправляться в музеи – поднимитесь сначала на смотровую площадку собора Святого Петра, а затем прогуляйтесь по садам Ватикана.

Как только вы пройдете через вход в музейный комплекс, сразу направляйтесь к эскалатору, который находится за современной спиральной лестницей. На самом верху вы увидите указатели на Сикстинскую капеллу и Станцы Рафаэля. Пройдите через двор Еловой шишки (Cortile della Pigna), где находится одноименный фонтан.

Пройдя через двор, вы попадете в длинный коридор музея Кьярамонти (Museo Chiaramonti). Не задерживайтесь здесь, поверните налево и поднимитесь по лестнице в музей Пия-Климента (Museo Pia-Clementino). Пройдите в обход потока туристов через внутренний восьмиугольный дворик (Cortile Ottagono) в Зал греческого креста (Sala Croce Greca).

Отсюда по лестнице вы попадаете в Галерею канделябров (Galleria dei Candelabri) – первую из трех галерей, представляющих собой длинный коридор. По мере вашего приближения к Галерее гобеленов (Galleria degli Arazzi) и Галерее географических карт (Galleria delle Carte Geografiche), количество туристов будет неуклонно расти.

В конце коридора пройдите через зал Собески (Sala Sobieski) в зал Константина (Sala di Costantino) – первую из четырех Станц (комнат) Рафаэля. Из последней Комнаты Рафаэля, через секцию современного искусства, вы попадаете в Сикстинскую капеллу. Для того, чтобы посмотреть на выдающийся шедевр Микеланджело с лучшего ракурса, отойдите к дальней стене.

Еще один совет – чтобы не вывихнуть себе шею, рассматривая потолочные фрески, возьмите с собой маленькое зеркало.

Читайте также:  Санта-лючия – главный жд вокзал венеции

Пинакотека  (pinacoteca)

В папской картинной галерее, которую многие туристы незаслуженно обходят своим вниманием, находится последняя работа Рафаэля «Преображение» (La Trasfugurazione, 1517-1520), а также полотна Джотто, Беллини, Караваджо, Фра Анджелико, Филиппо Липпи, Гвидо Рени, Ван Дейка, Пьетро да Кортона и незаконченная картина Леонардо да Винчи «Святой Иероним» (San Gerolamo, 1480).

Египетский музей (museo gregoriano egizio)

В этом музее, основанном в 1839 году папой Григорием XVI, размещается египетская коллекция. Несмотря на то, что она небольшая, в ней есть очень интересные экспонаты: фрагмент трона Рамзеса II (Trono di Ramses II), саркофаги, датированные приблизительно 1000 годом до н.э., и несколько жутковатых на вид мумий.

Музей кьярамонти (museo chiaramonti & braccio nuovo)

Помещение музея Кьярамонти представляет собой длинную арочную галерею, которая проходит по нижнему восточному ярусу дворца Бельведер.

По обеим сторонам тянется бесконечный ряд скульптур, статуй и бюстов богов, херувимов и римских патрициев.

В самом конце галереи вправо уходит Новое крыло (Braccio Nuovo), где находится известная статуя Августа и аллегорическое изображение Нила с 16 «детьми» – его речными притоками.

Музей пия-климента (museo pio-clementino)

В великолепном музее Пия-Климента, расположенном во дворце Бельведер, хранится самое большое в мире собрание скульптур. Главным богатством музея является изображение Аполлона Бельведерского и скульптурная группа Лаокоона и его сыновей, которые установлены в нишах восьмиугольного внутреннего дворика (Cortile Ottagono).

Но прежде, чем зайти во внутренний двор, загляните в Кабинет Апоксиомена – он находится рядом с комнатой, где когда-то спал Леонардо да Винчи. Скульптура Апоксиомена, атлета, который скребком счищает с себя песок после состязаний, это единственная копия с древней статуи работы Лисиппа, великого мастера IV в. до н.э.

В ее создании, как считается, впервые была применена техника контрапоста.

Войдя во внутренний дворик, вы увидите слева скульптуру Аполлона Бельведерского, римскую мраморную копию II века с бронзового греческого оригинала IV века до н.э. Эта статуя древнегреческого бога солнечного света и покровителя искусств считается выдающимся шедевром классической скульптуры.

Обратите внимание

Неподалеку находится скульптурная группа Лаокоона, изображающая смертельную борьбу траянского жреца и его сыновей со змеями.

Найденная в 1506 году под землей на Эсквилине, она считается (что подтверждено и авторитетным мнением Микеланджело и Джулиано да Сангалло) именно той скульптурой, о которой писал в начале нашей эры Плиний Старший.

В Зале муз (Sala delle Muse) находится великолепный Бельведерский торс (Torso Belvedere) – греческая скульптура I века до н.э., которая стала образцом для Микеланджело в изображении нагих тел в Сикстинской капелле. Следующее помещение – Круглый зал (Sala Rotonda).

Здесь, в стенных нишах, установлены гигантские статуи римских и греческих богов, среди которых выделяется позолоченная бронзовая статуя Геркулеса (Ercole). В центре зала расположена огромная красная порфировая чаша, найденная в Золотом доме императора Нерона.

Пол украшает великолепная мозаика, изображающая морских чудовищ и битву греков с кентаврами.

Григорианский этрусский музей (museo gregoriano etrusco)

Григорианский Этрусский музей расположен на верхнем уровне Бельведерского дворца, куда ведет лестница Симонетти XVIII столетия.

Основу экспозиции составляют артефакты, обнаруженные при археологических раскопках этрусских захоронений в Южной Этрурии (сегодня – территория северного Лацио), а также коллекция древнегреческой керамики и предметов быта римлян и этрусков.

Особый интерес представляет «Марс из Тоди» (Marte di Todi), бронзовая статуя воина IV в. до н.э., которая находится в Зале бронзы (Sala dei Bronzi).

Галерея географических карт (galleria delle carte geografiche)

Последняя из трех галерей (две другие: Галерея канделябров (Galleria dei Candelabri) и Галерея гобеленов (Galleria degli Arazzi)) представляет собой 120-метровый коридор, стены которого украшают топографические карты Италии XVI века.

Станцы рафаэля (stanze di raffaello)

Четыре Комнаты Рафаэля служили резиденцией папы Юлия II.

Сам Рафаэль собственноручно расписал только две из них: Станцу делла Сеньятура (Stanza della Segnatura, 1508-1511) и Станцу Гелиодора (Stanza d’Eliodoro, 1512-1514).

Фрески в двух других залах – Станце Пожара в Борго (Stanza dell’Incendio, 1514-1517) и Станце Константина (Stanza di Constantino, 1517-1524) – выполнены по эскизам мастера его учениками.

Первое помещение, в которое вы попадете – Станца Константина, расписанная фресками с изображением сцены битвы императора Константина с Максенцием у моста Мильвио. Далее следует Станца Гелиодора, которая использовалась папой для частных аудиенций. Тематика ее фресок – божественное покровительство, оказываемое Всевышним церкви.

Самая известная из фресок изображает изгнание Гелиодора из Иерусалимского храма и, возможно, намекает на выдворение французов из Папской области во времена папы Юлия II. Слева от нее находится фреска «Месса в Больсене»: священник, совершающий богослужение в городе Больсена, замечает упавшие на освященную облатку капли крови.

Следующая фреска – «Встреча Льва Великого с Аттилой» (Incontro di Leone Magno con Attila) – написана Рафаэлем и его учениками. На четвертой стене находится фреска «Освобождение Cвятого Петра» (Liberazione di San Pietro), рассказывающая об освобождении из темницы апостола Петра.

Важно

Мастерское использование светотени на этой фреске стало ответом Рафаэля на критические высказывания в его адрес: многие утверждали, что он получил заказ лишь благодаря связям в Ватикане, а не из-за своего таланта.

В четвертой комнате, Станце делла Сеньятура, можно увидеть ранние работы Рафаэля, а также его величайшее творение – фреску «Афинская школа» (La Scuola d’Atene), на которой изображены Платон и Аристотель в окружении известных философов.

В одинокой фигуре на лестнице можно признать лицо Микеланджело, Леонардо да Винчи представлен в образе философа Платона, а Браманте – в образе Эквилида. Рафаэль изобразил и самого себя на этой фреске (вторая фигура в правом нижнем углу).

Сикстинская капелла (cappella sistina)

Сикстинская капелла – единственное место, которое не может пропустить ни один из 12000 туристов, ежедневно приходящих в музеи Ватикана.

Именно здесь находятся два самых известных произведения искусства в мире – потолочный цикл фресок Микеланджело, а также его творение «Страшный суд» (Giudizio Universale) на алтарной стене капеллы.

И именно в этом месте, каждый раз после смерти папы, собирается тайный конклав для избрания нового понтифика.

Капеллу построили  в 1484 году по заказу папы Сикста IV, именем которого она и была названа. В 1508 году Папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолочные своды капеллы. Легенда утверждает, что заказ на роспись Сикстинской капеллы стал результатом происков недоброжелателей мастера.

Молодой скульптор в то время увлеченно трудился над созданием величественной гробницы папы Юлия II. Однажды художнику пришлось отлучиться из Рима.

В этот момент его завистники, возглавляемые Браманте (тогда главным архитектором собора Святого Петра, проект которого впоследствии был передан Микеланджело), смогли убедить папу, что такое тщательное внимание к украшению и обустройству его собственной гробницы является дурным предзнаменованием, и предложили озадачить скульптора росписью плафона капеллы Сикста IV. Расчет недругов гения Возрождения был прост: отвлечь его от ваяния скульптур, в котором превосходство Микеланджело не подлежало сомнению, и довести до отчаяния вынужденной работой — к живописи Микеланджело тогда не проявлял особого интереса и еще не имел необходимого опыта.

Когда Микеланджело вернулся в Рим, его ждало новое распоряжение понтифика – бросить работу над скульптурной композицией гробницы и переключиться на роспись потолка капеллы. Как и ожидалось, художник встретил известие без тени энтузиазма.

Совет

Он всячески стремился переадресовать его, однако папа, человек властный и упрямый, видя сопротивление мастера, лишь утвердился в своем желании поручить роспись капеллы Микеланджело. Нехотя художник приступил к работе – вызвал из родной Флоренции помощников и начал подготовку к созданию фрески.

Надо сказать, в замысле первого проекта росписи полностью отразились противоречивые чувства мастера по отношению к этому заказу. Он был более чем скромен, планируя изобразить лишь фигуры 12 апостолов. Но неожиданно для всех (и в первую очередь для самого себя) работа полностью захватила его.

Он практически не выходил из капеллы и за 4 года создал одно из величайших произведений искусства общей площадью 800 кв.м. Как за такой короткий период ему удалось это сделать, до сих пор остается загадкой для исследователей.

На потолочных фресках работы Микеланджело, которыми лучше всего любоваться, стоя у главного входа в капеллу (в противоположной стороне от входа для посетителей), изображены 9 сцен из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение Солнца, Луны и растений», «Отделение тверди от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп» и «Опьянение Ноя».

Одним из наиболее цитируемых изображений в истории мировой живописи считается фреска «Сотворение Адама» – Бог протягивает свою руку навстречу руке Адама и практически касается ее, таким образом пробуждая его к жизни.

Фреска «Грехопадение и изгнание из рая» разделена на две части: слева Адам и Ева протягивают руки к древу добра и зла и принимают плод из руки Змея, а справа – ангел с мечем изгоняет их из Эдемского сада. Посредине фрески изображено само дерево, вокруг которого обвивается Змей.

 Центральные сцены свода чередуются с изображением фигур мускулистых нагих мужчин.

Западную стену, расположенную позади алтаря Сикстинской капеллы, занимает масштабная (200 кв.м) фреска «Страшный суд» (Giudizio Universale), на которой, в общей сложности, нарисован 391 персонаж. Главной темой композиции является второе пришествие Христа и Апокалипсис.

В верхней части изображен сонм летящих ангелов, в центре доминируют фигуры Христа и Девы Марии в окружении блаженных, а нижняя часть посвящена воскрешению мертвых, вознесению на небо спасенных и низвержению в ад грешников. Тема была выбрана папой Павлом III в напоминание всем католикам о необходимости подчинятся церковным догматам.

Микеланджело начал работу над фреской в 1537 году, а закончил ее в 1541 г. 24 года спустя, при папе Пие IV, нагота персонажей «Страшного суда» вызвала массу споров и разногласий. В конце концов, было решено их целомудренно «одеть». Драпировками фигур занимался Даниэле да Вольтерра, один из учеников Микеланджело.

Обратите внимание

Он ограничился тем, что слегка прикрыл обнаженные тела фиговыми листами и набедренными повязками.

Настенные фрески XV столетия, на которых изображены сцены из жизни Моисея (южная стена) и Христа (северная стена) являются работой целой группы выдающихся художников эпохи Возрождения: Боттичелли, Доменико Гирландайо, Перуджино, Пинтуриккио и Луки Синьорелли. Особого внимания заслуживают «Искушение Христа» работы Боттичелли (вторая фреска справа) и «Вручение ключей апостолу Петру» кисти Перуджино (пятая фреска справа).

ПОСМОТРЕТЬ ДРУГИИ ЭСКУРСИИ

     

Источник: https://www.romeadvisor.com/ru/vatican-and-sistine-chapel/

Сикстинская капелла Микеланджело в Ватикане — история, потолок, фрески, сюжеты, как добраться

Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности).

Первоначально на этом месте уже была папская домовая церковь — Cappella Maggiore, но ввиду острой политической обстановки ее решено было укрепить и перестроить.

На тот момент Папа Римский находился в конфронтации с могущественным флорентийским семейством Медичи, а помимо того, опасался нападения османов, и прекрасная капелла задумывалась как оборонительное укрепление.

Вот в таких обстоятельствах архитектор Баччо Понтелли спроектировал этот замок-церковь, а Джордже де Дольче приступил к строительству.

Однако в момент, когда потребовалась внутренняя отделка, ситуация изменилась.

Читайте также:  Галерея академии во флоренции: коллекция, билеты и часы работы

Папский престол заключил соглашение с Лоренцо Медичи, и после примирения стал возможен приезд флорентийских гениев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли, расписавших стены и потолок храма.

Фреска «Наказание восставших» работы Сандро БоттичеллиФреска «Призвание первых апостолов» работы Доменико ГирландайоФреска «Тайная вечеря» работы Козимо Росселли

В общей сложности церковь строилась около 8 лет, а потом еще 2 года длилась работа над внутренней отделкой. В 1483 году ее наконец-то освятили, а спустя 9 лет здесь впервые собрался Конклав для выбора нового понтифика.

Следующий Папа Римский — Юлий II, задумал реставрировать имеющиеся фрески и дополнить их новыми картинами, для чего в 1508 году пригласил в Рим Микеланджело Буонарроти.

Важно

Интересно, что сам мастер считал себя скорее архитектором и скульптором, чем художником — роспись была для него новым и слабо освоенным делом.

Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения — Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению). Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти, и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера.

Сикстинская капелла изнутри

Поскольку Микеланджело трудился над росписью около 4-х лет, и на этот период нельзя было прекратить богослужения, художнику пришлось разработать для себя особые «летящие» леса, которые закреплялись под самым потолком и не мешали передвижениям людей внизу.

Спустя четверть века уже 60-летний художник еще раз вернулся под своды Сикстинской капеллы, чтобы создать другой шедевр — свой знаменитый «Страшный суд». На эту огромную фреску у алтаря ушло более 4-х лет, с 1536 по 1541 год. Но результат стоил того — есть легенда, что понтифик Павел III был настолько потрясен выразительностью картины, что упал перед нею на колени в молитве.

Композиция «Страшный суд» у алтаря

Интересный факт: есть мнение, что кандидатуру Буонарроти для росписи потолка предложил его извечный враг и соперник Браманте — он хотел, чтобы мастер, редко занимавшийся живописью, был опозорен. Однако далеко не все историки согласны с данной версией.

Сегодня стены и плафон капеллы считаются важным историческим наследием и находятся под охраной не только понтификата, но и ЮНЕСКО. Сама же она остается действующим храмом и при этом очень популярным туристическим местом — здесь заканчиваются все экскурсии по Ватикану.

Росписи

Внешний облик

Как уже говорилось, снаружи Сикстинская капелла выглядит намного скромнее, чем внутри. Но есть у этого здания одна интересная особенность — его параметры в точности повторяют описанные в Ветхом Завете размеры легендарного храма Соломона. Трехэтажная постройка в длину составляет 40,9 метров, а в ширину — 13,4 метра. Она стоит на фундаменте более древней папской церкви.

Сикстинская капелла с Купола Собора Святого Петра

По задумке архитектора первый этаж предназначался для богослужений, а на втором и третьем должны были размещаться орудия и солдаты.

В частности, на третьем этаже и сейчас можно увидеть узкие окна-бойницы — через них предполагалось вести прицельный огонь.

Изначально верхний ярус вовсе не имел крыши, и лишь когда в храме появились уникальные фрески, было решено сделать его крытым, чтобы сырость не уничтожила творения великих художников.

Совет

Именно второй этаж больше всего интересует туристов — просторный, с высокими потолками и большими стрельчатыми окнами. Они делают облик здания более легким снаружи, а также дают много естественного света для осмотра внутреннего зала. Ведь здесь есть на что посмотреть — стены украшают не банальные ангелочки, а огромные детальные картины, изображающие фрагменты Святого Писания.

Второй этаж Сикстинской капеллы

Внутреннее убранство

Изначально на стенах Сикстинской капеллы было выполнено 16 фресок, но две из них были разрушены при падении архитрава, а еще две пришлось убрать, чтобы освободить место для монументального «Страшного суда» Микеланджело.

Итого сохранилось 12 картин — на северной стороне расположены сюжеты из жизни Иисуса Христа, а на южной — фрески по мотивам жизни Моисея. Такая планировка росписи призвана была продемонстрировать связь Ветхого и Нового Завета.

Северная сторонаЮжная сторона

Над сюжетными фресками в проемах между окнами проходит ряд портретов — это изображения понтификов раннехристианского периода, погибших мученической смертью и причисленных к лику святых.

А самый нижний ярус зала (под фресками) ранее был завешен гобеленами, выполненными по сюжетам картин Рафаэля. Однако до сегодняшнего дня из них сохранилось всего 7 полотен, которые хранятся в музее.

Вместо оригинальных гобеленов нижнюю часть стен украшают копии, но и они видны посетителям лишь в дни больших праздников.

Гобелены РафаэляГобелены РафаэляГобелены Рафаэля

Потолок и «Страшный суд» Микеланджело

При отделке главного зала его свод был расписан в виде звездного неба, однако во времена правления Юлия II проходила реставрация потрескавшейся росписи, и потолок было решено переделать. Микеланджело Буонарроти работал над ним более 4-х лет, изобразив в общей сложности 343 библейских персонажа.

Потолок Сикстинской капеллыКомпозиция «Сотворение Адама» на потолке Сикстинской капеллы

Центральную часть свода занимают 9 картин, иллюстрирующих этапы создания мира, сотворение Адама и Евы, их грехопадение, а также Всемирный потоп, жертвоприношение и опьянение Ноя.

Это девять знаменитых сюжетов «Книги бытия». Их окружают треугольники и люнеты с изображениями предков Иисуса Христа, а между ними вставлены портреты известных библейских пророков и сивилл.

Наконец, по углам свода можно увидеть 4 сцены: сражение Давида и Голиафа, наказание Аммана, сюжет с Моисеем и медным змием, а также Юдифь и Олоферн.

Обратите внимание

Сегодня эта роспись вызывает восхищение, но известно, что заказчик Юлий II, напротив, выказывал недовольство — мол, слишком бедно смотрится потолок, не хватает блеска. На что Микеланджело остроумно парировал: святые-то были людьми бедными, откуда же взяться блеску.

Схема свода

Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II. Ее заказал Климент VII, желающий внести свой вклад в украшение столь важного зала Ватикана.

Однако этот понтифик также скончался до того, как мастер успел приняться за заказ, и Микеланджело приступил к работе лишь при правлении Павла III.

Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок.

Композиция «Страшный суд» МикеланджелоФрагмент композиции «Страшный суд»Фрагмент композиции «Страшный суд»Фрагмент композиции «Страшный суд»Фрагмент композиции «Страшный суд»

В общей сложности на полотне, рассказывающем о втором пришествии Христа, изображено около 400 фигур. Как и в случае с потолком, работа шла более четырех лет и была завершена в ту же самую дату, что и роспись потолка.

Интересный факт: Микеланджело, будучи ценителем человеческого тела, изображал многих персонажей обнаженными, однако нашлись критики, которых возмутила «неприличная» картина. Спустя четверть века художнику Даниэле да Вольтерра пришлось дорисовать на «Страшном суде» накидки и набедренные повязки, за что он остался в истории под ироничным прозвищем «штанописец».

Как добраться до Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла расположена на территории Ватикана в самом центре Рима. Этим зданием оканчивается западное крыло музеев, где находится галерея Арацци, а также галереи географических карт и канделябров. Сюда несложно добраться разными видами транспорта.

Расположение Сикстинской капеллы в Ватикане

Точный адрес: 00120 Vatican City, Рим.

От центрального ж/д вокзала TERMINI:

  • Вариант 1

    Метро:от станции TERMINI по ветке A проехать до станции Cipro Musei Vaticani.

    Пешком:пройти от станции около 10 минут через Via Candia и Via Frà Albenzio.

  • Вариант 2

    Метро:от станции TERMINI добраться до станции S.Pietro, что находится на ветках FL5 и FL3.

    Пешком:пройти от станции метро по улице Via Innocenzo III, затем через территорию Ватикана или в обход через Via Sant’Anna — время в пути около 20 минут.

  • Вариант 3

    Пешком:от ж/д вокзала пройти по Piazza dei Cinquecento, далее по улице Viale Enrico de Nicola до остановки Volturno/gaeta (время в пути 5 минут).

    Автобус:маршрутом № 492 ехать до остановки Bastioni Di Michelangelo.

    Пешком:от остановки через площадь Piazza del Risorgimento за 4 минуты попасть к Собору Святого Петра.

Из аэропорта Фьюмичино:

  • Вариант 1

    Автобус:шаттлом Sitbusshuttle за 50 минут доехать до Via Crescenzio, 2 (рейсы отправляются 1 раз в 30 минут).

    Пешком:идти от остановки по Via Crescenzio, а после свернуть на Via del Mascherino к Собору Святого Петра — время в пути около 15 минут.

  • Вариант 2

    Поезд:по линии FM1 электричкой доехать до вокзала TERMINI.

    Метро:по красной ветке от станции TERMINI проехать до станции Cipro Musei Vaticani.

    Пешком:пройти от станции метро по Via Candia и Via Frà Albenzio около 10 минут.

Кроме того, из разных районов города можно добраться автобусами № 23, 32, 49, 81, 247, 490, 495, 590 и трамваем № 19.

Сикстинская капелла на карте

Время работы и стоимость билета

Как правило, Сикстинскую капеллу посещают вместе с экскурсией по другим музеям Ватикана — именно на ней обычно заканчиваются экскурсионные туры. Однако при желании можно посетить эту достопримечательность отдельно.

График работы:

  • С понедельника по субботу.

Часы работы:

  • С 09:00 до 18:00 (вход до 17:30).

Ночной тур — посещение музеев и концерт:

Все музеи, включая капеллу, можно посетить по единому билету, который приобретается в кассе. Возможно электронное бронирование — в этом случае на сайте Ватикана приобретается ваучер, который затем в кассе будет обменян на билет. Такое бронирование позволяет быстрее пройти на территорию музеев и не стоять в очередях.

Дворец БельведерПинакотекаГалерея бюстовАпостольская библиотека ВатиканаГалерея географических картЛестница Джузеппе Момо

Цена билетов для самостоятельного визита:

  • Взрослый — 17 € (~1 250 руб.);
  • Детский (от 6 до 18 лет) — 8 € (~588 руб.);
  • Ночной тур — 38 € (~2 793 руб.) и 29 € (~2 132 руб.);
  • Аудиогид с описанием на русском языке — 7 € (~515 руб.);
  • Электронное бронирование — 4 € (~294 руб.).

Также можно купить билеты с завтраком или обедом на территории Ватикана. Но учтите, чтобы успеть к завтраку в 08:15, нужно быть у входа в 07:15.

Цена билетов с экскурсоводом:

  • Взрослый билет — 33 € (~2 426 руб.);
  • Детский билет — 24 € (~1 764 руб.).

Важно: в последнее воскресенье месяца разрешен бесплатный вход в Сикстинскую капеллу, график работы в этот день — с 09:00 до 14:00.

Виртуальная экскурсия

Сикстинская капелла — поистине уникальное место с особой атмосферой.

Кто-то стремится попасть сюда в дни церковных праздников, чтобы услышать всемирно известный хор Capella Papale, а кто-то выбирает будний день и утренний тур, чтобы смотреть на древности и великие произведения искусства без многолюдной толпы.

В любом случае визит в сердце Рима останется в памяти навсегда. Тем более что этот храм — далеко не единственная достопримечательность Ватикана, в рамках одной экскурсии можно увидеть все его музеи и, конечно же, Собор Святого Петра.

Источник: https://theplacement.ru/travel-directory/sikstinskaya-kapella/

Ссылка на основную публикацию