Пьета Микеланджело: история знаменитого шедевра
Главная › Искусство › Произведения искусства
Последние изменения: Декабрь 1, 2018
В соборе Святого Петра в Ватикане хранится одно из величайших скульптурных произведений, сделанных когда-либо рукой человека. Пьета Микеланджело бесспорно относится к выдающимся примерам искусства эпохи Возрождения.
А по силе эмоционального воздействия она до сих пор не имеет себе равных! Характерно, что ни одна из множественных копий, которые можно увидеть в разных католических соборах мира, не способна передать даже малой доли подобных чувств.
Скульптура изображает скорбящий образ девы Марии, удерживающей на своих коленях безжизненное тело Иисуса, только что снятого с креста.
Подобный сюжет, кстати, не подтвержденный ни в одном тексте Евангелия, использовался, тем не менее, довольно-таки часто в католической иконографии того времени и отражал, главным образом, случившуюся трагедию.
Интерпретация Микеланджело Буонарроти, воплощенная в мраморе, представляет собой религиозное видение смерти через спокойный и умиротворенный облик Божьего сына. Она впервые в истории искусства уравновешивает натурализм обнаженного тела с идеалами классической красоты эпохи Возрождения, что стало беспрецедентным в итальянской скульптуре.
Популярные экскурсии в Риме:
Все экскурсии в Риме (143)
Пьета Микеладжело появилась во время первого пребывания Буонаротти в Риме, куда он приехал в конце июня 1496 года по приглашению римского аристократа и банкира Яколо Галли.
Являясь посредником и гарантом в различных комитетах, связанных с группой кардиналов, Галли предложил начинающему талантливому зодчему ряд заказов.
Одно из предложений поступило от кардинала Жана Билереса де Лаграуласа, служившего послом короля Франции Карла VIII при Святом Престоле. Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник.
Получив первоначальный авансовый платеж за заказ, в марте 1498 года Микеланджело отправился в один из карьеров горы Альтиссимо в Апуанских Альпах, чтобы лично выбрать в каменоломнях Каррары мраморный блок для будущей статуи.
Материал из этих мест, отличавшийся особой белой чистотой и мелкой зернистостью горной породы, более всего подходил для изготовления деликатных скульптурных произведений. Пьета Микеланджело была завершена в 1499г. (по другим источникам – в 1500г.), т.е.
когда мастеру было всего лишь около 25 лет.
Pieta — Скорбь
Скульптурное надгробие кардинала, изготовленное из цельного куска белого каррарского мрамора высотой в 174 см и массой более двух с половиной тонн, вызвало всеобщее восхищение у именитых современников.
Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства.
Тем не менее, вскоре после установки Пьеты, Микеланджело стал случайным свидетелем разговора нескольких приехавших в Рим из Ломбардии художников, приписывавших авторство памятника скульптору из Милана Кристофоро Солари. Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую.
Подпись, высеченная Микеланджело
Надпись, которая гласит: «Микеланджело Буонарроти флорентиец сделал», можно отчетливо видеть на перевязи, лежащей поверх мантии Богородицы.
Эта скульптура – единственная, которую мастер когда-либо подписывал.
По свидетельству итальянского художника и писателя Джорджо Вазари, впоследствии Микеланджело сожалел об этом своем порыве гордости и поклялся больше никогда не подписывать свои работы.
Изначально Пьета Микеланджело, как это и было согласовано в договоре, украсила надгробие в южном трансепте старой церкви Санта Петронилла, которую кардинал избрал в качестве своей погребальной часовни.
Так как эта часовня была разрушена архитектором Донато Браманте в ходе начавшегося в 1506г строительства нового собора Святого Петра, Пьета Микеланджело до 1517 года временно заняла свое место в ризнице часовни Санта Мария делла Феббре, располагавшейся рядом со старой базиликой. В1568г.
скульптурную группу поместили на алтарь Санта Симона и Иуды в старом Сикстинском хоре базилики Святого Петра. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г.– ее переместили в новый хор. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи. Его изготовил Франческо Борромини.
Текущее местоположение – в первой капелле от входа в правом нефе – Пьета Микеланджело заняла в 1749 году.
Фотографическое изображение статуи начала прошлого века
Многочисленные перемещения не самым лучшим образом отразились на состоянии скульптуры. Четыре пальца на левой руке Девы Марии, сломанные во время движения, были восстановлены в 1736 году Джузеппе Лириони.
Эта первая серьезная реставрация впоследствии вызвала неоднозначные мнения у многих ученых относительно того, насколько Джузеппе в своей работе позволил определенные вольности, чтобы сделать жест Богородицы более риторическим.
Фрагмент статуи
Тем не менее, рентгеновский анализ Пьеты Микеланджело, проведенный в ходе подготовки скульптуры для ее показа в павильоне Ватикана на Всемирной выставке 1964 года в Нью-Йорке, не выявил никаких критических уязвимостей. И это лишний раз явилось свидетельством того, насколько тщательно мастер отнесся к выбору мраморного блока.
Показ скульптуры в павильоне Ватикана на Всемирной выставке в Нью-Йорке. 1964 год
В 1972 году Пьета Микеланджело подверглась беспрецедентному акту вандализма. 21 мая душевнобольной Ласло Тот, родом из Венгрии, несколькими ударами скального молотка, сильно повредил статую, отбив левую руку и практически уничтожив скорбное обличие Мадонны.
Разбросанные вокруг скульптуры отбитые фрагменты немедленно подбирались столпившимися зеваками в качестве бесплатных сувениров. Многие из них впоследствии были возвращены – посылки приходили даже из Америки.
Источник: http://39rim.ru/peta-mikelandzhelo-istoriya-znamenitogo-shedevra.html
Пьета Микеланджело — история создания и разрушения шедевра
Микеланджело – величайший художник и скульптор, оставивший потрясающее культурное наследие для будущих поколений.
Среди современников творца, ценителей искусства, простых туристов огромный интерес вызывает уникальное творение — Пьета Микеланджело. Скульптурная композиция расположена в Ватикане, в Церкви Святого Петра.
Творение великого мастера стало символом сострадания и жалости для всего верующего народа.
Описание и символическое значение
Пьета Микеланджело – скульптура, олицетворяющая всю скорбь, горе матери, потерявшей ребенка. Шедевр выполнен из светлого мрамора, причем для работы мастер выбрал цельную глыбу.
Это подчеркивает стремление автора создать чистое, искреннее произведение.
Скульптура имеет пирамидальную форму, однако рассмотреть шедевр со всех сторон не получится, так как тыльная часть скрыта от глаз стеной собора.
В основе скорбящего образа – библейские события. Скульптура изображает, измученную от горя Деву Марию, которая склонилась над своим распятым сыном. Скорбящая мать держит Христа на руках в позе, характерной для кормления младенцев. Великий скульптор отсек все лишнее от мраморной глыбы и подарил верующему миру образ истинной скорби, сострадания, безысходности, трагизма.
Поражает, насколько реалистично творец смог передать все нюансы трагического сюжета.
Они проявляются в самых мелких деталях: искаженной горем лицо Богоматери, следы от распятья на руках, пронзенные ребра Христа, бесцельный взгляд Марии и немой вопрос в глазах.
Голова и тело женщины покрыты грубой тканью с большим количеством изломов, складок. Некоторые эксперты говорят о том, что таким образом мастер пытался передать надломленность, изможденность материнской души, невосполнимость утраты ребенка.
Как и во многих других творениях, Святая Мария изображена молодой девушкой, хотя по возрасту в то время ей должно было быть около 50 лет. На ее лице нет морщин, у женщины худощавая фигура, руки гладкие, кожа упругая. Исследователи объясняют этот факт следующим образом.
Согласно библейским историям Христос был рожден Марией от Святого Духа. Хотя впоследствии у женщины были еще дети от земных мужчин, для верующих она осталась символом чистой, светлой, нетронутой девушки.
Поэтому в период Возрождения все творения изображали Богородицу как символ молодости, непорочности, одухотворенности.
Микеланджело удалось создать грандиозную скульптуру и с точки зрения профессионализма скульптора, и с точки зрения эмоциональной наполненности творения.
Источник: https://www.gessostar.ru/peta-mikelandzhelo/
Биография и история создания скульптуры Микеланджело «Пьета». :
Практически каждому приходилось сталкиваться если не с биографией, то хотя бы с именем выдающего мастера Микеланджело. Давайте же ознакомимся с описанием жизни и мастерством великого гения.
Кто такой Микеланджело?
Микеланджело Буонарроти (1475‒1564) ‒ одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Его считают великим мастером Высокого и Позднего Возрождения, ведь именно эта личность смогла проявить свою универсальность в архитектуре, в живописи, в поэзии, в скульптуре.
На протяжении жизни он неоднократно брался за грандиозные художественные задачи и шел твердо к своей цели, при этом совершенно игнорируя препятствия. Можно сказать, что Микеланджело был мыслителем–одиночкой, так как он вел непрерывную борьбу с окружающим миром, при этом чувствуя себя весьма отчужденным и неустроенным.
Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств.
Гениальность скульптора
Наряду с такими знаменитыми художественными деятелями, как Леонардо да Винчи и Рафаэль, Микеланджело приобрел неувядающую известность. Для него первоосновой являлось познание окружающего мира, и именно его возводят в ряды первейших скульпторов своего времени.
Почему? Дело в том, что именно Микеланджело познавал в деталях строение человеческого организма, при этом показывая изящность и великолепие тела. Невзирая на то, что ему приходилось часто подчиняться капризам правителей, он с легкостью мог переходить к новым преобразованиям в архитектуре, в создании фресок, в живописи.
Легкость в выполнении работ подчеркивает уникальность этого человека, произведения которого и сегодня можно увидеть в музеях.
Знаменитая скульптура Микеланджело «Пьета»
Микеланджело очень много работал как скульптор, и сейчас мы познакомимся с пиком его творчества. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну.
На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане.
Она является показателем непоколебимой веры самого создателя, глубины и драматизма Библейской истории, которая подчеркивает гуманистические идеалы Ренессанса.
Кратко об истории создания
Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты.
Тема была весьма ответственная, но срок на создание скульптурной композиции был отведен очень малый – всего лишь год. Однако работал Микеланджело около двух лет. Пожалуй, поэтому работа так мастерски выполнена, ибо скульптор детализировал объемы так точно и академично, и было просто невозможно сотворить все быстро.
Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства.
Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание.
Из уст зрителей лился бескрайний восторг, некоторые из них читали молитвы и божились на такое великолепное творение.
Реакция людей была поразительна, и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Отныне скульптор стал узнаваемым гением.
Трагическая тема в скульптуре «Пьета» Микеланджело. Описание
На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Бесстрашно нарушив традицию, он воссоздал образ юной Марии, скорбящей матери, с ее чувственностью, любовью, великодушной воздержанностью. Мы можем наблюдать, насколько мастерски Микеланджело смог передать композиционное построение, выражающее психологическую окраску трагедии.
Слегка склонена голова Богородицы. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Глядя на это изваяние, можно прочувствовать то глубочайшее недоумение матери, горесть, которая ложится на ее сердце. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма.
Посредством натуральной величины композиции и положения фигур скульптор отбросил прежние взгляды по данной теме.
Нападение на творение
К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение. Случилось это в 1972 году. После празднования Дня Святой Троицы на произведение искусства было совершенно нападение одним австралийским геологом – Ласло Тота. Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело.
Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. После этого инцидента скульптуру отреставрировали и поместили под защиту пуленепробиваемого стекла.
Последний вздох творческого гения
Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Оно оставалось на стадии первоначальной обработки, идейная аналогия которой имела также библейский мотив. Прежде всего, скульптор хотел воссоздать фигуру Богоматери, которая поддерживает тело своего Сына.
Тело имеет настолько исхудалый вид, что подчеркивает безнадежность и безвозвратность жизни. Руки его, по замыслу, должны были быть раскинутыми в стороны, но в последние дни мастер видоизменил композицию. Отныне руки Христа были прижаты к телу.
Мы видим некую внешнюю бессвязность двух фигур, но при этом чувствуется нераздельность их духовного характера, внутренняя, которая создает единую форму. Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез.
Итак, мы рассмотрели только два из всеобщего числа произведений Микеланджело.
Этот гений создал немало творений, которые подчеркивают в буквальном смысле безграничность внутреннего мира итальянского художника времен Ренессанса.
Источник: https://www.syl.ru/article/193480/new_biografiya-i-istoriya-sozdaniya-skulpturyi-mikelandjelo-peta
Ватиканская Пьета Микеланджело: что стоит знать
В самом сердце Ватикана – Базилике Святого Петра – находится бесподобная скульптурная группа «Пьета» (итал. pieta – милосердие), одна из самых известных работ великого сына Италии Микеланджело Буонаротти. В возрасте двадцати четырех лет еще никому не известный итальянец создал композицию «Оплакивание Христа», изображающую фигуру Девы Марии, скорбящей над безжизненным телом Иисуса.
Конечно, осматривать основные достопримечательности Ватикана интереснее и лучше в компании гида http://rome-with-love.ru/sekrety-vatikana Но если вы решили посетить Пьету самостоятельно – ниже для вас наша полезная информация.
Прибыв в 1496 году в Рим, 21-летний Микеланджело довольно скоро знакомится с состоятельным финансистом и знаменитым собирателем памятников прошлого Якопо Галли.
Благодаря посредничеству своего нового влиятельного покровителя, начинающий скульптор получает солидный заказ от французского духовного лица Католической церкви.
Кардинал Жан Билэр де Лагрола заключает с юным мастером договор, согласно которому скульптору отводится год для создания надгробной Пьеты в Соборе Святого Петра. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года.
Скульптурная группа «Пьета» поражает великолепным мастерством композиции и человечностью выполненных образов.
Практически всегда в аналогичных работах были задействованы одновременно несколько героев, а не два, как у итальянца.
Во время работы перед молодым скульптором стояла непростая задача: нужно было соединить в единую композицию стоящую и лежащую фигуры, не нарушая при этом естественные пропорции и гармонию.
Преодолев все сложности, Микеланджело превосходно справился с заказом французского кардинала. Выполненная работа прославила неизвестного до этого времени скульптора на всю страну и за ее пределами. Мастерство и талант Микеланджело позволили ему встать в один ряд не только со своими современниками, но и со знаменитыми предшественниками.
«Оплакивание Христа» – единственная работа известного итальянского гения, на которой он оставил свою подпись.
После установки скульптурной композиции в Соборе Святого Петра мастер частенько туда заходил, чтобы лишний раз полюбоваться собственным произведением.
Но однажды молодой итальянец услышал разговор, в котором собеседники автором его творения ошибочно называли другого скульптора – миланца Гоббо. Микеланджело не позволил себе вмешаться в разговор.
Вместо этого ближайшей ночью он красиво высек на складке платья Девы Марии фразу: «Микеланджело Буонаротти флорентинец исполнил».
Акт вандализма
Шедевр Микеланджело Буонаротти сохранился до настоящего время. Скульптурная группа по-прежнему находится в Ватикане, в Базилике Святого Петра, но после трагических событий, произошедших в 1972 году, рассмотреть ее можно только через пуленепробиваемое стекло.
Установка защитной конструкции была произведена после совершенного по отношению к скульптуре акта вандализма. Ласло Тот, геолог из Австралии, возомнивший себя Христом, восставшим из мертвых, нанес пятнадцать ударов скальным молотком по знаменитым фигурам.
Оцепеневшие от ужаса посетители не сразу поняли, что происходит, и слишком поздно схватили сумасшедшего человека. Безумец успел причинить серьезный вред творению Микеланджело – рука Марии была отбита до локтя, ее нос и левый глаз тоже пострадали от действий вандала.
Имелись также и другие небольшие повреждения. Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация.
Сегодня отреставрированная работа великого Микеланджело является украшением Базилики Святого Петра, вызывая, как и прежде, искреннее восхищение зрителей.
Добро пожаловать на интересные экскурсии в Риме и Ватикане http://rome-with-love.ru/tours
Похожие материалы
Источник: http://rome-with-love.ru/vatikanskaya-peta-mikelandzhelo-chto-stoit-znat
Скульптура «Пьета» Микеланджело Буонарроти
Это самая известная и самая узнаваемая в мире скульптура на религиозную тему. Микеланджело изваял этот шедевр, когда ему было 24 года. Это единственная скульптура, на которой он нанес свое имя. Своей красотой она на всех производит неизгладимое впечатление.
Микеланджело родился в Капрезе в 1475 году, а вырос и получил образование во Флоренции под покровительством семьи Медичи. Его всемирно известные работы – «Пьета» («Оплакивание Христа»), «Давид» и захватывающие фрески на потолке Сикстинской капеллы.
Как художник, Микеланджело был непревзойденным автором работ возвышенной красоты, которые выражают весь спектр человеческого существования. Он оставил бессмертные произведения в скульптуре, живописи, архитектуре и поэзии.
Благодаря своим обширным и многогранным способностям, Микеланджело оставил неизгладимый след в мировой культуре.
Ни один другой художник никогда не достигал столь высокого уровня мастерства во всех этих четырех областях художественного творчества.
Хотя фрески на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане, вероятно сегодня, самая известная из работ Микеланджело, но художник считал себя прежде всего скульптором. Микеланджело ваял скульптуры из мрамора всю свою жизнь, в то время как в других видах искусства проявил себя только в определенные периоды.
Скульптура высотой 174 см. изготовлена из каррарского мрамора. Микеланджело долго и придирчиво выбирал в карьере мраморный блок, поскольку считал, что скульптура уже живет в куске мрамора и ее нужное оттуда извлечь.
«La pieta» в переводе с итальянского языка означает сострадание или жалость, но едва ли они выражают чувства матери. У нас скульптура известна как «Оплакивание Христа».
За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии. Тем не менее, мы знаем, что любовь между матерью и сыном была постоянной и неизменной.
От начала до конца, Дева Мария всегда была уверена в силах Иисуса Христа, и окружала его нежной заботой. Одной из последних мыслей Иисуса была забота о матери. В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу.
Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери.
{mp4}Pieta-Michelangelo{/mp4}
Мы можем представить себе муки матери от того, что ее сын страдает от этой жестокой и позорной смерти. Он жил и делал добро, а теперь он умирает, как невинная жертва.
Мы можем представить себе, что после снятия с креста все отошли, что бы оставить на минуту мать и сына наедине. Именно эту минуту и изобразил великий Микеланджело в скульптуре «Пьета».
Идут года, Мария снова держит его на коленях, так же как и тогда, когда он был младенцем. Вся материнская нежность, которая накопилась в ее сердце, теперь переполнилась. Если иногда она чувствовала себя немного одиноко из-за того, что сын не нуждается в ее заботе, то в эту минуту потери Мария забывает об этом. Он до сих пор ее ребенок.
На материнских коленях лежит стройная, молодая фигура мертвого Иисуса Христа. Голова откинута назад, тело находятся в расслабленном состоянии смерти. Страдание не оставило никаких следов на лице. Раны на руках и ногах, раны на боку являются единственными признаками его распятия.
Мать, кажется, находит утешение, глядя на сына. Возможно, его смерть открыла смысл его жизни. Если это так, Мария может не огорчаться. Он закончил работу, которую суждено ему сделать, а смерть есть начало бессмертия. Так скорбь уходит. Она снова гордится сыном. Надежда, с которой Мария не расставалась с рождения Христа, исполнилась.
Скульптура «Пьета» имеет пирамидальную структуру, а вершина совпадает с головой Марии. Статуя расширяется постепенно вниз за одеждой Марии. Большая часть тела Марии скрыта ее монументальной драпировкой, и внешне представляется вполне естественным. Пропорции достаточно хорошо выполнены и тело взрослого Христа естественно, как в колыбели, лежит на коленях Марии.
Говорят, что Микеланджело был подвергнут критике за то, что изобразил Деву Марию слишком молодой, так как она, на самом деле, должна быть около 45-50 лет, когда умер Иисус.
Микеланджело ответил, что он сделал это намеренно, поскольку время не может испортить девственную свежесть этой самой благословенной женщины. Он также сказал, что думал о лице своей матери.
Ему было всего пять лет, когда она умерла: лицо матери является символом вечной молодости.
{mp4}Pieta-Ave_Maria{/mp4}
Микеланджело безмерно гордился своим шедевром, когда в 1499 году скульптура была выставлена на всеобщее обозрение. К его ужасу, он услышал, как группа людей приписывает работу другому скульптору.
Он вспылил и, прокравшись в церковь, когда его никто не видел, высек на поясе, который пересекает грудь Марии следующие слова: «MICHAELAGELUS BONAROTUS FLORENTIN FACIEBA» (“Микеланджело Буонарроти флорентинец сделал это”).
Позже он пожалел о своей вспышке гордости и поклялся никогда не подписать другие работы.
В последующие 500 лет скульптура неоднократно передвигалась с места на место. Не обошлось без повреждений.
В 1736 году восстановлены 4 пальца на левой руке Марии, которые были отколоты во время перемещения.
В 60-х годах двадцатого века было проведено рентгеновское исследование скульптуры и оказалось, что левая рука Девы Марии была отколота и искусно прикреплена обратно, где-то в 17-18 веке. Никаких упоминаний об этом и автора этой работы найти не удалось.
Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. В церковный праздник 21 мая психически ненормальный геолог Ласло Тот перепрыгнул через перила и нанес 15 ударов молотком по скульптуре. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде. Был сколот нос.
Ласло Тот утверждал, что он есть Иисус Христос, и что Мария не может смотреть на все, как и его мать. Более 50 осколков удалось собрать, несколько осколков вернули зрители, которые оказались в это время на месте преступления. Несколько осколков найти не удалось. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест.
{mp4}The_attack_Pieta{/mp4}
После нападения скульптура «Пьета» Микеланджело Буонарроти была кропотливо восстановлена и возвращена на свое место в соборе Святого Петра в Ватикане, и в настоящее время она защищена пуленепробиваемым акриловым стеклом.
Копию скульптуры из мрамора «Пьета» Микеланджело Буонарроти можно заказать в нашей компании – Stone2art Group. Эта реплика скульптуры из мрамора «Оплакивание Христа» десятилетия будет привносить в Вашу жизнь, Ваших детей и внуков жизнеутверждающие каноны, и нести божественное вдохновение в дела всей Вашей семьи.
Купить копию скульптуры из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе “Наши товары” можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.
Дополнительная информация:
Статья:“Скульптура Италии XVI века”
Все по-настоящему ценное – ценно во все времена! (с) Stone2art Group
Источник: https://www.stone2art.ru/sculpt/84-mramor-michelangelo
10 знаковых работ Микеланджело
Десять, пожалуй, самых известных работ мастера.
Миклеланджело Буонарроти — итальянский художник Высокого Возрождения, чьи работы бесспорно оставили след в истории и повлияли на развитие и становление Западного искусства.
На западе он считается величайшим скульптором, и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие труды помогли обрести ему место среди величайших художников. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени.
В этот список работ вошли как скульптуры и архитектурные проекты, так и живописные труды.
10. Мадонна Дони
Тип: Тондо.
Год написания: 1507.
Анджело Дони в начале 1500-х годов дает мастеру заказ для того, чтобы тот изобразил «Семейство святых», чтобы в дальнейшем подарить его своей жене. Мастер использовал для картины круглую рамку (тондо).
Мадонна Дони включает в себя деву Марию, святого Иосифа, младенца Христа и Иоанна Крестителя. Позади изображены пять обнаженных мужских фигур.
9. Вакх
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1497.
Эта статуя была завершена скульптором в возрасте 22 лет. Знаменитая работа изображает римского бога вина Вакха, держащего в правой руке бокал вина, а в левой шкуру тигра. За ним сидит фавн, который ест гроздь винограда. «Вакх» является одной из двух сохранившихся скульптур раннего периода творчества Микеланджело в Риме.
8. Мадонна Брюгге
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.
«Мадонна Брюгге» изображает Марию с младенцем Иисусом. В этой скульптуре Микеланджело не придерживается традиций изображения этой композиции. Лицо девы отстранено, она не смотрит на Христа, будто знает его будущее. В это время младенец без материнской поддержки отходит в мир.
7. Лаврентьевская библиотека
Тип: Архитектура.
Год создания: 1559.
Лаврентьевская библиотека
Лаврентьевская библиотека спроектирована Микеланджело в 1524 году для церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (Италия). Вся конструкция, включая интерьер помещений, была разработана мастером в новаторском, на тот момент, стиле маньеризма.
Эта работа является одним из самых важных архитектурных достижений Микеланджело. Она отличается инновационностью и революционными способами использования пространства.
6. Моисей
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1515.
В 1505 году папа Юлий второй поручает Микеланджело работу над своей могилой. Статуя находится в Риме (церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи). Ходит легенда о том, что когда труд был закончен, Микеланджело ударил правое колено скульптуры молотком, так как та начала говорить, настолько он был реалистичен.
5. Пьета
Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1499.
Пьета изображает Деву Марию, скорбящую над телом Иисуса после распятия, который лежит на её коленях. Статуя не основана на реальных библейских сюжетах, но все равно приобрела популярность в Северной Европе в средние века.
Буонарроти было всего 24 года на момент завершения работы, которая ныне считается одним из величайший мировых шедевров скульптуры.
Источник: https://artrue.ru/style/renessans/michelangelo/10-znakovyx-rabot-mikelandzhelo.html
Самые известные работы Микеланджело
Одна из наиболее влиятельных фигур в западном искусстве — итальянский живописец и скульптор Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони остается одним из самых знаменитых художников в мире даже спустя более 450 лет после своей смерти. Предлагаю вам познакомиться с наиболее знаменитыми работами Микеланджело от Сикстинской Капеллы до его скульптуры Давида.
Потолок Сикстинской капеллы
При упоминании Микеланджело немедленно приходит на ум прекрасная фреска художника на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Микеланджело был нанят Папой Римским Юлием II и трудился над созданием фрески с 1508 по 1512 год.
Работа на потолке Сикстинской Капеллы изображает девять историй из Книги Бытия и считается одной из величайших работ Высокого Ренессанса. Сам Микеланджело изначально отказывался взять проект, поскольку считал себя скорее скульптором, чем живописцем.
Тем не менее, эта работа ежегодно продолжает приводить в восторг около пяти миллионов посетителей Сикстинской капеллы.
Статуя Давида, Галерея Академии во Флоренции
Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет.
В отличие от многих более ранних описаний библейского героя, которые изображают Давида торжествующим после сражения с Голиафом, Микеланджело был первым художником, изобразившим его в напряженном ожидании до легендарной схватки.
Первоначально размещенная на флорентийской площади Синьории в 1504 4-метровая скульптура была перемещена в Галерею Академии в 1873, где и остается по сей день. Подробнее о Галерее Академии вы можете прочитать в подборке достопримечательностей Флоренции на LifeGlobe.
Скульптура Бахуса в музее Барджелло
Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Вместе с Пьетой, это одна из двух сохранившихся скульптур римского периода творчества Микеланджело. Это также одна из нескольких работ художника, сосредоточение на языческой, а не христианской тематике. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении.
Работы была первоначально заказана кардиналом Раффаеле Риарио, который в итоге от нее отказался. Тем не менее, к началу 16-го века Бахус нашел дом в саду римского дворца банкира Якопо Галли.
С 1871 Вакх демонстрируется во флорентийском Национальном музее Барджелло вместе с другими работами Микеланджело, включая мраморный бюст Брута и его незаконченную скульптуру Давида-Аполлона.
Мадонна Брюгге, Церковь Богоматери в Брюгге
Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника. Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона.
Статуя несколько раз покидала церковь, сначала во время французских войн за независимость, после которых была возвращена в 1815, чтобы снова быть выкраденной нацистскими солдатами во время Второй мировой войны.
Этот эпизод драматично изображен в фильме 2014 года “Охотники за Сокровищами” с Джорджем Клуни в главной роли.
Мучения Святого Антония
Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина “Мучения Св. Антония” – первая из известных картин Микеланджело. Полагают, что художник нарисовал ее в возрасте 12 — 13 лет на основе гравюры немецкого живописца 15-го века Мартина Шонгауэра.
Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Мучение Св. Антония было оценено художниками и писателями 16-го века Джорджо Вазари и Асканио Кондиви – самыми ранними биографами Микеланджело – как особенно любопытная работа с творческим подходом к оригинальной гравюре Шонгауэра.
Картина получила широкое признание от пэров.
Мадонна Дони
Мадонна Дони (Святое семейство) является единственным сохранившимся до нашего времени станковым произведением Микеланджело. Работа была создана для богатого флорентийского банкира Аньоло Дони в честь его свадьбы с Маддаленой, дочерью видной Тосканской благородной семьи Строцци.
Картина все еще находится в своей оригинальной рамке, созданной из дерева самим Микеланджело. Мадонна Дони находится в Галерее Уфицци с 1635 года и является единственной картиной мастера во Флоренции.
Своим необычным представлением предметов Микеланджело заложил основу для более позднего художественного направления Маньериста.
Пьета в Базилике Св. Петра, Ватикан
Наряду с Давидом, статую Пьеты конца 15-го века считают одной из самых выдающихся и известных работ Микеланджело. Первоначально созданная для могилы французского кардинала Жана де Билье скульптура изображает Деву Марию, держащую Тело Христа после его распятия на кресте.
Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Перемещенная в собор Святого Петра в 18-м столетии Пьета — единственное произведение искусства, подписанное Микеланджело.
Статуя понесла значительный ущерб за эти годы, особенно когда австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот ударил по ней молотком в 1972 году.
Моисей Микеланджело в Риме
Расположенный в красивой римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи “Моисей” был заказан в 1505 Папой Римским Юлием II, как часть его похоронного памятника. Микеланджело так и не успел закончить памятник до смерти Юлия II.
Высеченная из мрамора скульптура известна необычной парой рогов на голове Моисея – результатом буквальной интерпретации латинского перевода библии Вульгаты.
Предполагалось объединение статуи с другими работами, включая Умирающего Раба, ныне расположенного в Парижском Лувре.
Страшный Суд в Сикстинской Капелле
Еще один шедевр Микеланджело расположился в Сикстинской капелле — Страшный Суд находится на стене алтаря церкви. Он был выполнен спустя 25 лет после того, как художник нарисовал свою внушающую страх фреску на потолке Капеллы.
Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Великолепное произведение искусства изображает божий суд над человечеством, первоначально вызвавший осуждение из-за наготы.
Совет Трента осудил фреску в 1564 и нанял Даниэле да Вольтерру для прикрытия непристойных частей.
Распятие Святого Петра, Ватикан
Распятие Святого Петра — заключительная фреска Микеланджело в ватиканской Каппелле Паолина. Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. В отличие от многих других изображений Петра ренессансной эры, работа Микеланджело сосредотачивается на намного более темной теме – его смерти.
Пятилетний проект восстановления за €3.2 миллиона начался в 2004 году и открыл очень интересный аспект фрески: исследователи полагают, что одетая в синий тюрбан фигура в верхнем левом углу — на самом деле сам художник.
Таким образом — Распятие Святого Петра в Ватикане — это единственный известный автопортрет Микеланджело и настоящая жемчужина музеев Ватикана.
Источник: https://lifeglobe.net/entry/7611
“Пьета” Микеланджело: все, что нужно знать о шедевре молодого Буонарроти, которым восхища
Опубликовано на портале Италия по-русски
“Пьета” (Оплакивание Христа) Микеланджело является одной из самых очаровательных скульптур в истории искусства и одним из самых значимых произведений гения эпохи Возрождения. Это единственная работа Буонарроти, которая была им подписана. Копии скульптуры находятся во многих католических храмах по всему миру.
“Пьета” была завершена, когда Микеланджело был очень молод: ему было двадцать четыре или двадцать пять лет, в зависимости от различных теорий о точной дате завершения работы.
@edson.segate
Микеланджело родился в городке Капрезе около Ареццо в 1475 году. Вскоре он вместе со своей семьей переехал во Флоренцию. Здесь, еще будучи подростком, он поступил в мастерскую известного художника Гирландайо, а затем посещал сад Сан-Марко, своего рода академию искусств.
Во второй половине XIV века Лоренцо де Медичи решил учредить в саду Сан-Марко на улице Сан-Галло школу Художества и Скульптуры. Здесь Лоренцо Великолепный хранил скульптуры из своей частной коллекции, сюда он пригласил ученика Донателло Бертольдо, который преподавал молодым талантливым ученикам, и именно здесь в 1489 году он познакомился с молодым и очень одаренным скульптором Микеланджело.
Когда Медичи изгнали из Флоренции и городом начал фактически управлять доминиканский монах Джироламо Савонарола, Микеланджело покинул Флоренцию и некоторое время жил в Венеции и Болонье. Вернувшись в Тоскану в 1495 году, он уехал в Рим в следующем году.
История о том, как Буонарроти прибыл в Рим, а затем изваял статую “Пьеты”, теперь выставленную в базилике Сан-Пьетро, довольно смахивает на легенду. С уверенностью известно, что когда скульптор вернулся во Флоренцию в 1495 году, он создал скульптуру маленького спящего Купидона.
Миланский купец Бальдассарре продал ее как греческую древность могущественному кардиналу Раффаэле Риарио, проживающему в Риме, но лигурийского происхождения. До сих пор неясно, знал ли Микеланджело об этой подмене.
Согласно некоторым историкам, именно Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, новый покровитель Буонарроти, организовал обман кардинала.
Это было больше, чем насмешка, речь шла о настоящей афере: Лоренцо, которого прозвали Il Popolano (Простолюдин), хотел показать, что ни один предполагаемый знаток искусства не смог бы отличить этого “путто” от оригинала классической эпохи.
Следуя данной версии, Микеланджело сыграл активную роль в придании скульптуре античного вида: его целью было показать себя на высоте, создав скульптуру, которая как две капли воды была похожа на работу его коллег из древней Греции.
Весть о мошенничестве имела большой резонанс в папском городе, и над обманутым Раффаэле Риарио долго издевались в кругах римской курии и знати.
Раздраженный кардинал отправил во Флоренцию римского банкира и джентльмена Якопо Галли, чтобы выяснить личность скульптора Купидона: Микеланджело привезли в Рим, где он извинился перед Раффаэле Риарио, а позже изваял для него Вакха.
Скульптор поселился в одном из домов Якопо Галли, который – возможно, в роли агента – обеспечил ему несколько рабочих мест: именно банкир повлиял на то, чтобы Микеланджело взялся за реализацию Ватиканской “Пьеты”.
В 1497 году Микеланджело получил от кардинала Жана Билэр де Лагрола задание изваять Марию с мертвым Христом на руках в натуральный человеческий рост.
Жан Билэр был кардиналом Санта-Сабины и губернатором Рима от имени французского короля Карла VIII. Он заказал статую Пьеты, чтобы разместить ее в часовне Санта-Петронилла в Ватикане.
Эта церковь принадлежала королям Франции и находилась рядом со старой базиликой Святого Петра.
Празднование юбилейного 1500 года приближалось, и многие французские паломники посетили бы часовню: “Пьета” Микеланджело Буонарроти была бы представлена как шедевр, подаренный французам одним из их соотечественников.
В контракте на изготовление статуи банкир Якопо Галли заверил кардинала, что это будет “самая прекрасная работа из мрамора, которая когда-либо существовала в Риме, а его мастер – самый лучший из скульпторов”.
Микеланджело был невероятно требователен в выборе материала и потратил целых девять месяцев, чтобы выбрать блок мрамора и транспортировать его из карьеров Каррары в Рим.
Официальный контракт на реализацию Ватиканской “Пьеты” был подписан в августе 1498 года и давал только один год для завершения работы.
Из квитанций об оплате не ясно, соблюдал ли скульптор дату: он получил платеж от банка Ghinucci, где держал счета кардинал Бильер, в июле 1500 года, и это, по-видимому, наиболее вероятная дата завершения работы.
Но существует и расписка об оплате от самого Микеланджело некоему «Сандро Мейсону» 6 августа 1499 года: возможно, ему заплатили за установку статуи Пьеты в церкви Санта-Петрониллa.
В этом случае договорные сроки были точно соблюдены.
В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане.
Анализ “Пьеты”: размеры, форма, источники вдохновения
Скульптура “Пьета” изображает Деву Марию, держащую умирающего Христа на руках. В конце пятнадцатого века это был типичный сюжет для церковных скульптурных композиций стран Европы. Высота скульптурной композиции Микеланджело составляет 174 сантиметра, ширина – 195 см. Скульптурный комплекс имеет пирамидальную форму.
Даже если клиент попросил работу в натуральную величину, из тщательного наблюдения мы видим, что Христос меньше Девы Марии. Это позволяет Мадонне легко поддерживать тело Сына. Разница в размерах скрывается за богатством драпировки.
Мрамор Ватиканской Пьеты настолько сияет, что ходили слухи о том, что Микеланджело посвятил полировке то же самое время, которое он затратил для лепки его шедевра.
Желание придать статуе такой блеск, возможно, происходит от того, что часовня Санта-Петронилла была достаточно затемненным помещением.
“Пьета” – единственная работа, которую Микеланджело подписал. Довольно причудливый эпизод, о котором Вазари сообщил в своей книге «Le vite», раскрывает причину ее подписи, выгравированной на поперечной полосе мрамора над грудью Богородицы.
Некоторые ломбардские джентльмены восхищались красотой статуи и, хвалил ее, пытались установить личность автора. В конце концов они решили, что это работа одного из их соотечественников, Кристофоро Солари (прозванного Gobbo di Milano).
Микеланджело, который стоял рядом и слушал дискуссию той же ночью высек свое имя на статуе.
Хотя «Пьета» сразу же вызвала огромное восхищение, все-таки ее критиковали за несколько юный облик Девы Марии, похожей на девочку-подростка.
Это был сознательный выбор Микеланджело, который, как указывали его биографы, носил теологический характер. Непорочная Дева, Непорочное Зачатие, является символом юной девушки, которая не может постареть.
Художник также ссылается на стихи о рае Данте: “Vergine madre, figlia del tuo figlio”.
У статуи есть еще одна особенность, которую труднее заметить: у Христа есть пятый резец. Этот зуб по прозвищу «зуб греха» существует и в работах других художников эпохи Возрождения и является прерогативой отрицательных персонажей.
Христос Благочестия, с другой стороны, должен быть наделен им, потому что своей смертью он берет на себя все грехи мира.
Повреждение и реставрация
21 мая 1972 года венгерский геолог с австралийским паспортом Ласло Тот вошел в базилику Святого Петра и неоднократно ударил молотком скульптуру. Он расколол левую руку Богородицы и нанес многочисленные повреждения ее лицу, отбив ей нос и повредив левое веко. Мужчина был задержан, прежде чем он мог продолжить ломать статую Христа.
Посчитав Тота безумцем, его сначала заперли в итальянскую психиатрическую лечебницу, а затем репатриировали в Австралию.
В Ватикане велись долгие споры о том, какой тип реставрации следует проводить: одни предлагали оставить лицо изуродованной Мадонны в качестве доказательства эпохи, в которой господствовало насилие; другие же одобрили реставрацию лишь поврежденных частей; трети предложили полную реставрацию скульптуры.
В конце концов, был сделан вывод, что даже самое маленькое повреждение в сияющем совершенстве “Pietà” Микеланджело Буонарроти было бы невыносимым.
После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.
@mebphotografer
[block:views=catalog_block_nearest-block_1]Источник: https://italia-ru.livejournal.com/2392871.html
«Пьета» Микеланджело: история единственной работы скульптора, которую он подписал
В Ватикане, в соборе Святого Петра хранится одно из величайших скульптурных произведений в истории — «Пьета» Микеланджело — иконография сцены Оплакивания Христа девой Марией. Эта скульптура стала единственной подписанной работой Микеланджело и первым творением, прославившим итальянского мастера едва ли не на весь европейский мир.
В 1496 году 21-летний скульптор приезжает в Рим. Здесь богатый банкир и коллекционер Якопо Галли предлагает ему несколько заказов, и даже оказывает некоторое содействие в заключении контракта между молодым Микеланджело и кардиналом Жаном Билэром. Именно для него скульптор и создаст «Пьету» — одно из своих величайших творений.
Согласно контракту работа должна была быть закончена в течение одного года. Считается, что Микеланджело сам отправился к одному из карьеров горы Альтиссимо, чтобы лично выбрать в каменоломнях мраморный блок для будущей статуи.
Кстати, материал именно из этих мест считался самым деликатным, он отличался особой чистотой и был почти без вкраплений и трещин. «Пьета», правда, была завершена не через год, а через два. Слишком объемным оказался труд, который нужно было приложить к скульптуре.
Однако, увидев завершенной творение кардинал был так потрясен, что объявил «все пункты договоры соблюдены».
Микеланджело Буонарроти
К моменту завершения скульптуры Микеланджело было всего 24 года. Большая часть тех работ, которые впоследствии подкрепят славу великого матера, еще даже не созданы. Но Микеланджело уже стал знаменит. Сам он очень полюбил «Пьету», и нередко приходил полюбоваться на нее.
Согласно биографам, однажды Микеланджело стал свидетелем спора двух зевак, которые которые приписывали авторство скульптуры другому мастеру. В порыве ярости Микеланджело высек на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи, следующие слова: «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил».
Правда потом он сильно жалел о сделанном и больше ни одно из своих творений не подписывал.
Подпись Микеланджело
Одно из величайших творений эпохи Возрождения за годы своего существования, увы, претерпело немало бед. В основном причинами повреждений служила небрежность, с которой люди относились к скульптуре. Несколько раз в результате перемещений была сломана левая рука Девы Марии.
После реставрации, в конце XVIII века, были слома пальцы Богородицы.
А в 1972 году австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) совершил беспрецедентный акт вандализма: он нанес 15 ударов скальным молотком скульптуре.
В результате этого вновь пострадала левая рука Богоматери, а также лицо и одеяние. Реставраторы восстановили скульптуру, правда после поместили ее уже под пуленепробиваемое стекло.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Источник: https://art.mirtesen.ru/comments/42261466055/page