Достопримечательности урбино: что посмотреть на родине рафаэля в италии

Урбино – родина Рафаэля

Урбино (Urbino) – итальянский город в регионе Марке (Marche), недалеко от расположенных на берегах Адриатики (mare Adriatico) курортных городов Римини (Rimini) и Пезаро (Pesaro), а также  государства Сан-Марино (San Marino). Известен, как родина Рафаэля Санти (Raffaello Santi).

Урбино был одним из законодателей культуры, образования и политики в эпоху Ренессанса (Rinascimento). Центр города включен в перечень особо охраняемых территорий Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История

Урбино основали в 3 веке до н.э. во время расцвета Древнего Рима и назвали Urvinum Mataurens.

В 6 веке во время Готских войн Урбино и прилегающие территории несколько раз отвоевывались друг у друга воинственными германскими племенами лангобардов и франков.

В 8 веке город был передан Папскому престолу франкским королем Пипином Коротким (Pipino il Breve). С 1213 года герцогством Урбинским правит род Монтефельтро.

Значительным этапом в развитии Урбино было правление Федерико да Монтефельтро (Federico da Montefeltro) с 1444 по 1482 годы. Он проявил себя как меценат, отличный дипломат и мудрый правитель. Именно он перестраивает Урбино, делает из него «идеальный» город в духе ренессансных взглядов на человека, достойного жизни в мире красоты и гармонии.

Обратите внимание

Последние десятилетия XVIII века были ознаменованы завоеванием армией Наполеона Бонапарта (Napoleone Buonaparte), когда Урбино утратил большинство памятников искусства, украденных и вывезенных войсками великого императора.

Начало XIX века изменило облик старинного города: появились новые постройки, среди которых знаменитый Кафедральный собор. В 1860 году в результате войны за независимость и освобождения от австрийского господства Урбино вместе с Ломбардией, Тосканой и другими областями входит в Королевство Италия.

Достопримечательности

В эпоху Ренессанса Урбино назывался «Идеальным городом», потому что представлял собой гармонию красоты и разумной организации пространства.

Уникальное расположение на склонах двух холмов делает его неповторимым: поражают поднимающиеся вверх почти под прямым углом и спускающиеся вниз узкие булыжные улочки, величественные дворцы из камня и старинные жилые дома.

Улица Via Aurelio Saffi, поднимающаяся вверх, к историческому центру, – это появившаяся еще в древнеримский период центральная магистраль, протянувшаяся с севера на юг (такие улицы римляне называли кардо, cardo). Она выводит горожан и туристов на главную городскую площадь Piazza Duca Federico, а затем Piazza Rinascimento.

Палаццо Дукале

Герцогский дворец был выстроен по приказу Федерико да Монтефельтро на основе маленького замка.

Над проектом работали с 1454 года талантливые архитекторы Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca), Лука Пачоли (Fra Luca Bartolomeo de Pacioli), Франческо ди Джорджо Мартини (Francesco di Giorgio Martini), Лучано Лаурана (Luciano Laurana), Паоло Уччелло (Paolo Uccello).

Постройкой руководили по очереди несколько мастеров, но дворец так и не был достроен. Ансамбль с дворцом составляют знаменитые конюшни на 300 лошадей и Винтовая лестница (Una scala a chiocciola), построенные зодчим Франческо ди Джорджио Мартини.

Ансамбль вдохновлял многих мастеров и позднее: в XIX веке дворцовый комплекс дополнился зданием театра Санцио (Teatro Sanzio). В XX столетии в Палаццо Дукале размещалась городская администрация, а музей появился только в 1985 году.

Университет

Урбинский университет имени Карла Бо (Università degli Studi di Urbino Carlo Bo) основали в 1506 году одним из первых в Европе. Сначала в нем изучали медицинские науки, позднее – юриспруденцию и другие науки (риторику, основы логики и др.). Сейчас в нем 10 факультетов.

Церковь Святого Доменика

Площадь Республики

Piazza della Repubblica раньше была рыночной, она связана с Piazza Duca Federico улицей Via Vittorio Veneto. Центром трапециевидной площади является фонтан 1927 года постройки.

Кафедральный Собор

Собор также располагается на Piazza Duca Federico. Его первоначальный вариант выстроили в 1062 году во славу Успения Пресвятой Девы Марии. Затем храм неоднократно перестраивали:

  • Впервые перестройка организована в XV столетии по приказу Федерико да Монтефельтро под руководством Франческо ди Джорджио Мартини;
  • В XVIII-XIX века по проекту Джузеппе Валадьера (Giuseppe Valadiera) на месте обрушившегося после землетрясения 1789 года старинного собора был отстроен Кафедральный собор в его нынешнем облике.

Во внутреннем убранстве выделяется алтарь работы Камилло Рускони (Camillo Rusconi), купольная роспись, а также ценные живописные полотна:

  1. «Успение Пресвятой Девы Марии» Франца Рихарда Унтербергера (Franz Richard Unterberger);
  2. «Мученичество Святого Себастьяна» Федерико Бароччи (Federico Barocci,);
  3. «Благовещенье» Раффаэлло Мотта (Raffaello Motta) и др.

Во время последней перестройки появился фасад по проекту Камилло Мориджа (Camillo Morigia), добавлена колокольня, установлены скульптурные изображения Святых – защитников Урбино. Самый почитаемый в Урбино – Святой Крешентино (Can Crescentino), в честь которого 1 июня проводится главный праздник города.

Родина Рафаэля

Трехэтажный дом № 57 на улице Via Raffaello, в котором в 1483 году появился на свет Рафаэль Санти (Raffaello Santi), хранит работы отца Рафаэля – придворного художника и декоратора Джованни Санти (Giovanni Santi), а также фрески, выполненные Рафаэлем в юности.

В доме-музее можно увидеть мебель и предметы быта итальянцев времен Ренессанса, коллекции произведений искусства из керамики, средневековые рукописи, книгопечатную продукцию, собрание нумизматики.

Всем посетителям показывают специальную раковину, в которой во времена Рафаэля готовились краски. Также можно увидеть подлинные картины отца Рафаэля и репродукции с творений его знаменитого сына.

  • Официальный сайт дома-музея Рафаэля: www.accademiaraffaello.it.

Как добраться

Ближайший к Урбино аэропорт находится в городе Римини. В Урбино можно доехать из Римини с пересадкой в Пезаро.

Прямого поезда до Урбино нет, билет надо приобрести до станции Пезаро. Поезда Римини – Пезаро ходят с интервалом в 30 минут, билет на так называемый региональный поезд эконом-класса стоит 3,85 евро. Время в пути от Римини до Пезаро составляет 30 минут.

  • Сморите инструкцию: про поезда Италии

Также из Римини в Пезаро ходят автобусы компании FlixBus.com которыми очень дешево можно путешествовать по Италии и Европе.

От Пезаро в Урбино можно добраться на автобусе N46 за 45-50 минут, купив билет стоимостью около 3 евро. Расписание автобусов и информация о ценах на билеты размещены на сайте adriabus.eu.

Скачать расписание автобуса 46

Все эти способы достаточно продолжительные по времени. Чуть более дорогой вариант добраться в Урбино, но за то более комфортный и быстрый – это арендовать автомобиль. Например, при аренде авто в аэропорту Римини стоимость составит всего 150 евро за 5 дней. Вы будете не ограничены в перемещениях и расписании, сможете посмотреть соседние года.

Отели

Урбино предлагает более 49 вариантов комфортного проживания, соответствующего потребностям туристов и представляющего широкий ценовой диапазон.

3 звезды

Отели 3 звезды предлагают расселение по демократичным ценам, в шаговой доступности от достопримечательностей, с видом на улочки старинного города.

Albergo Italia

Отель Albergo Italia – один из самых старых в городе, он находится в 5 минутах ходьбы от Палаццо Дукале и дома-музея Рафаэля. Комнаты богато декорированы, в номерах есть вся необходимая бытовая техника. Открытая терраса приглашает гостей позавтракать на свежем воздухе.
Разрешено размещение туристов с домашними животными.

Hotel Piero Della Francesc

Отель Piero Della Francesc находится в 15 минутах от старинных площадей. Из просторных номеров можно полюбоваться живописными улочками и окрестностями. В отеле номера с элегантными интерьерами, есть залы для семинаров и форумов, ресторан.

Отель предоставляет необходимые условия для пожилых и престарелых и отдыхающих с ограниченными возможностями здоровья.

4 звезды

Отели 4 звезды – лучшие в городе, расположенные в непосредственной близости от памятников культуры и архитектуры и знаменитые созданными для туристов со всех концов света удобствами повышенного уровня.

Hotel Mamiani & Kì-Spa Urbino

Mamiani & Kì-Spa – комфортабельный отель с собственным фитнес-центром и спа-салоном, крытым и открытым бассейнам, панорамной террасой. Номера в аристократическом стиле, украшенные репродукциями картин старинных мастеров, оборудованы современной бытовой техникой.
В отеле созданы условия для размещения с домашними любимцами.

Hotel Bonconte

Bonconte – отель в здании старинной виллы. В комнатах для гостей антикварная мебель. Из отеля есть выход в частный зеленый тенистый садик, в котором подают изысканный завтрак.

Гостиница находится в 5 минутах от Герцогского дворца, из окон и с изящных балкончиков открывается замечательный вид на склоны гор, зелень садов и виноградные посадки.

Приезжающим предоставляются читальные и конференц-залы для проведения мероприятий. Здесь рады гостям с домашними питомцами.

Апартаменты и B&B

Мегапопулярный вид расселения предоставляет уникальные услуги: номера с удобными двориками, с зонами отдыха, с ваннами-джакузи. Здесь можно полноценно отдохнуть и насладиться атмосферой старого города.

B&B Villa Paradiso

Гостиница Villa Paradiso типа «постель и завтрак» отличается роскошным видом на садовые деревья и городские старинные улочки, находится в 10 минутах от основных достопримечательностей города, в 600 м от Кафедрального собора. Отдыхающих порадуют ванны с гидромассажем, прекрасная терраса и дворик для приготовления барбекю. От отеля за 50 минут можно добраться на автобусе до песчаного пляжа, вокруг отеля оборудованы беговые и велодорожки.

Sanpolo 1544 Antique Room

Апартаменты Sanpolo 1544, разместившиеся в доме XVI века в 100 м от Палаццо Дукале, встретят туристов номерами на двоих с одной двуспальной кроватью, электрочайником и машиной для приготовления кофе, ванной с необходимой бытовой техникой, комфортной мебелью. В апартаментах подают завтрак «шведский стол». Добраться до пляжа можно на общественном транспорте за 40 минут.

Совет

Урбино – город, сохранивший внешний облик и атмосферу эпохи Возрождения. Уникальная архитектура родины Рафаэля, гармонирующая с особенностями гористой местности, калейдоскоп художественных стилей, творения великих мастеров подарят незабываемые впечатления и станут одной из самых ярких страниц путешествия по Италии.

↘️

Источник: https://Italy4.me/marche/urbino.html

Достопримечательности Урбино: фото и описание

Узкие мощёные улочки то взбираются вверх, открывая вид на горы, то круто срываются вниз. Стены церквей и палаццо цвета светлой охры чёткими силуэтами рисуются на фоне ослепительно-синего неба. Кажется, что время здесь остановилось… Это — Урбино, небольшой городок, расположенный в восточной Италии, на невысоких холмах предгорий Апеннин.

Город известен ещё со времён Римской империи. Начиная с XIII века им владеет княжеская династия Монтефельтро. В 1444 году правителем становится герцог Федерико да Монтефельтро, военачальник, коллекционер, меценат, покровитель искусств и наук. При нём город достиг своего наивысшего расцвета, превратившись в крупный политический и культурный центр.

Архитектурный облик Урбино эпохи Ренессанса практически полностью сохранился до наших дней. В 1998 году его исторический центр был внесён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом-музей Рафаэля Санти

Урбино — родина великого Рафаэля Санти! Дом, где в 1483 году появился на свет будущий художник и где прошли его детство и юность, представляет собой типичный для Урбино трёхэтажный каменный особняк эпохи Ренессанса. Небольшой внутренний дворик с колодцем окружён крытой арочной галереей. В интерьере дома воссоздана обстановка XV века.

Отец Рафаэля, Джованни Санти, был поэтом и придворным художником герцога Федерико. В музее можно увидеть несколько его картин и каменную плиту для растирания красок.

Первые уроки живописи Рафаэль получил в мастерской отца.

На стене комнаты второго этажа сохранилась фреска, изображающая Мадонну с младенцем — как считают исследователи, это одна из ранних работ великого художника, написанная им в 1498 году.

Местоположение: Via Raffaello — 57.

Федерико да Монтефельтро задумал превратить небольшую княжескую резиденцию в роскошный дворцовый комплекс в современном стиле, пригласив знаменитых архитекторов Мазо ди Бартоломео, Лучано Лаурана, Франческо ди Джорджо Мартини.

Их усилиями был создан один из крупнейших ренессансных ансамблей Европы. Дворец удачно сочетает в себе парадную и оборонительную функции. Стоящий высоко на холме, он царит над городом, видимый со всех точек.

Главный «башенный» фасад, с открытыми арочными лоджиями, фланкированный двумя круглыми башнями, выходит на горы.

Интерьеры дворца поражают изысканностью и утончённым вкусом. В их оформлении также принимали участие известные художники того времени. Особый интерес представляет небольшой кабинет герцога Федерико — «студиоло».

Важно

На его стенах с помощью интарсии — инкрустации из кусочков дерева разных пород — создана имитация реального пространства: оконных проёмов, открытых и закрытых дверей шкафов, полок с книгами и музыкальными инструментами.

Местоположение: Piazza Duca Federico — 107.

Национальная галерея региона Марке располагается в залах Дворца герцогов Урбинских. Основу собрания составляют произведения живописи итальянского Ренессанса. Самые значительные из них — две картины Рафаэля Санти, работы Тициана, Пьеро делла Франческа, Паоло Уччелло.

Местоположение: Palazzo Ducale di Urbino Piazza Rinascimento — 13.

Известен с XI века. В XV веке был перестроен по проекту Франческо ди Джорджо Мартини. После сильного землетрясения 1789 года, в результате которого ренессансное здание было частично разрушено, собор был отстроен заново в стиле классицизма. Тогда же появилась и колокольня.

Элегантный центральный фасад с колоннами облицован камнем из ущелья Фурло и украшен скульптурами. Восьмигранный купол и колокольня собора являются архитектурной доминантой города и вместе с Дворцом герцогов Урбинских образуют его неповторимый силуэт.

Местоположение: Piazza Duca Federico.

Находится на первом этаже дворца архиепископа, примыкающего к собору, и включает в себя две древние ризницы. В музее выставлены богатые экземпляры литургической мебели и облачения, предметы церковной утвари, произведения религиозной живописи. Среди экспонатов — аналой XV века из библиотеки герцога Федерико да Монтефельтро и бронзовый подсвечник работы Франческо ди Джорджо Мартини.

Местоположение: Piazza Pascoli — 1.

Святой Сергий считался покровителем войск императора Юстиниана. Церковь построена во времена Римской империи в византийском стиле. Это главный храм первой христианской общины Урбино и самый первый собор города.

Местоположение: .

Построена в середине XIV века в готическом стиле. В XV веке её строгий фасад был украшен великолепным резным порталом из известнякового туфа работы Мазо ди Бартоломео. Над дверью расположен барельеф из глазурованной терракоты знаменитого скульптора Луки делла Роббиа, изображающий Мадонну с младенцем в окружении святых.

Местоположение: Piazza Rinascimento.

Монастырь — один из самых знаменитых и красивых образцов архитектуры Ренессанса. Известен с 1420 года. В 1482 году туда удалилась дочь Федерико да Монтефельтро Елизавета. На её средства было продолжено возведение монастырских зданий под руководством Франческо ди Джорджо Мартини.

Часовня Сан-Джованни Баттиста

Внутреннее пространство часовни расписано фресками, изображающими распятие Христа и сцены из жизни святого Иоанна Крестителя. Живописный шедевр создан итальянскими художниками братьями Лоренцо и Якопо Салимбени и датируется 1415-1416 годами.

Читайте также:  Сикстинская капелла в ватикане: страшный суд и другие шедевры

Местоположение: Via Federico Barocci — 42.

Существовало четыре круга крепостных стен Урбино. Самая первая была построена между III и II веками до нашей эры. Наиболее полно сохранилась последняя стена, возведённая в XVI веке. Она служит границей старого города.

Источник: https://dostoprimechatelnosti-m.ru/dostoprimechatelnosti-urbino-foto-i-opisanie/

Выходные в Урбино |

Его культурный и художественный расцвет начался в эпоху правления графа Гвидантонио Монтефельтро: тогда здесь работали братья Лоренцо и Якопо Салимбени. В 1422 г. на свет появляется сын графа, Федерико, которому суждено развить отцовские начинания. При нём Урбино становится одним из главных городов Ренессанса.

Вид на город и палаццо Дукале / Shutterstock.com

Памятников здесь немало, но главной достопримечательностью всё-таки является сам по себе город: весь его организм так гармонично вписан в окружающий ландшафт, что просто гуляя по улочкам и площадям Урбино, вы словно осматриваете грандиозный и сложносочинённый монумент.

По сторонам то и дело открываются виды на горы и холмы, и замечательные уголки, откуда можно любоваться домами, церквями и другими зданиями, умело размещёнными в урбанистическом контексте.

Помимо прочего, в Урбино находится один из старейших в Италии университетов, так что это не просто туристическое место, но и вполне оживлённый город, где много молодёжи.

История

Небольшое древнеримское поселение Урвинум Метауренсе упоминается в описаниях войны остготов с византийцами; военачальник последних Велисарий берёт его под свой контроль в 538 г. Затем следуют периоды лонгобардского и франкского владычества. В 756 г.

король франков Пипин передаёт своему союзнику папе Стефану II ряд земель в центральной Италии, включая город Урбино, который таким образом становится частью вновь образованной Церковной области. Позднее в городе образуется свободная коммуна, однако около XII в.

она утрачивает власть, переходящую к роду да Монтефельтро.

Окрестности Урбино / Shutterstock.com

Знаменитый полководец Федерико да Монтефельтро правит Урбино с 1444 по 1482 гг. Это период наивысшего процветания города. Федерико, человек с хорошим образованием и умелый политик, проводит в Урбинском герцогстве ряд реформ, а в самом городе устраивает масштабное строительство, основываясь на самых авангардных идеях Ренессанса.

В Урбино формируется даже свой собственный извод философии и искусства Возрождения. Городская ткань радикально меняется, структура пространства становится рациональнее и комфортнее для местных жителей, сохраняя при этом изначальное гармоничное сочетание с окружающим ландшафтом.

Совет

На месте двух старинных зданий возводится новый герцогский дворец (Палаццо-Дукале), проект которого вдохновлён флорентийским Ренессансом.

Палаццо Дукале, фасад с башня / Shutterstock.

com

Двор Федерико славился по всей Европе: здесь работали итальянские художники Пьеро делла Франческа и Паоло Уччелло, испанец Педро Берругете и фламандец Юстус ван Гент, архитекторы Леон Баттиста Альберти и Франческо ди Джорджо Мартини, писатель Бальдассаре Кастильоне.

Здесь пишутся знаменитые трактаты о математике и архитектуре, о перспективе и о кодексе поведения придворного, здесь обсуждаются вопросы гуманизма и концепции идеального города. Богатейшая библиотека коллекция произведений искусства, собранные герцогом, делают его дворец ещё более роскошным.

Палаццо Дукале / Shutterstock.com

Ещё одно чрезвычайно важное для истории Урбино событие происходит вскоре после смерти Федерико: 28 марта 1483 г. в семье художника Джованни Санти появляется на свет первый и единственный сын, Рафаэль — один из величайших художников всех времён.

Русский искусствовед Павел Муратов писал в своих «Образах Италии», что «Воля великого Федерико создала из глухого горного городка легендарный приют муз, но мы могли бы позабыть обо всех иных его заслугах перед историей, памятуя только одно: что созданный им Урбино произвел на свет Рафаэля».

Урбино для Рафаэля — не просто родной город: изысканная атмосфера герцогского двора и нежные пейзажи, среди которых художник жил до шестнадцати лет, оказали, возможно, решающее воздействие на развитие его таланта.

Центр Урбино / Shutterstock.com

В последующие столетия Урбино возвращается в орбиту Папского государства. Большая часть герцогского собрания произведений искусства оказывается в Риме и Флоренции. Последний короткий период процветания Урбино приходится на начало XVI в.

, а точнее на понтификат Климента XI, который тоже был родом отсюда. В это время здесь проходит реставрация многочисленных дворцов и церквей.

Ещё сто лет спустя Джузеппе Валадье и другие архитекторы перестраивают старый город, проложив несколько новых улиц и обустроив центральную площадь Республики, что облегчило местным жителям передвижение по городу, не искажая его облик.

С 1797 по 1800 гг. Урбино оккупируют французы, которые конфискуют ещё несколько шедевров и перевозят их в Милан, в галерею Брера, и в Лувр. В 1860 г. Урбино входит в состав Итальянского королевства.

Вид на город и дуомо / Shutterstock.com

В ходе Второй мировой войны город не подвергался обстрелам, как многие другие итальянские города. Его уникальное архитектурно-ландшафтное наследие осталось невредимо.

Последний важный этап в урбанистической истории города связан с работой генуэзского архитектора Джанкарло де Карло, который применил современные технологии, чтобы вернуть первоначальный вид нескольким зданиям исторического центра, включая Герцогский дворец, и разработал несколько интересных проектов в русле современной архитектуры для местного университета.

Что посмотреть

Палаццо-Дукале

Палаццо Дукале. Фасад с башнями © Wikimedia Commons

Этот дворец — символ Урбино и роскошную резиденцию его просвещённого правителя — строился в несколько этапов, начиная с 1454 г.

Сначала работами руководители флорентийские архитекторы, затем далматинец Лучано Лаурана, Франческо ди Джорджо, и наконец, Филиппо Терци.

Строительство продолжается почти сто лет, а намерения заказчиков неоднократно меняются; поэтому результат получается ассиметричным, однако он не лишён гармонии и хорошо сочетается с ландшафтом. Дворец герцогов Урбино по праву считается одним из главных шедевров итальянской архитектуры.

Двор палаццо Дукале / Shutterstock.com

Помимо внешнего облика, в здании примечательны роскошные интерьеры.

Можно сочетать их осмотр с посещением Национальной картинной галереи региона Марке, в экспозиции которой представлены такие важные полотна эпохи Возрождения, как «Бичевание Христа» и «Мадонна ди Сенигаллия» Пьеро делла Франческа или «Немая» и «Святая Екатерина Александрийская» Рафаэля.

Среди многочисленных залов дворца стоит посетить кабинет герцога, чьи стены покрыты резными деревянными панелями, выполненными по рисункам различных известных художников от Боттичелли до Браманте: они имитируют полки, ниши, мебель, набитые книгами, и другие предметы.

Это оптическая иллюзия, созданная с необыкновенным мастерством. Кроме того, здесь когда-то висели портреты выдающихся людей (философов, учёных, докторов церкви) кисти ван Гента и Берругете; 14 из 28 портретов удалось вернуть во дворец, остальные же оказались в Лувре.

Дом Рафаэля

Дом Рафаэля, портал © Dan / Shutterstock.com

Рафаэль родился в доме, который сейчас зарегистрирован как дом 57 по улице его же имени. Дом построен в XIV в.; именно здесь жил отец художника Джованни, также живописец и поэт.

Обратите внимание

Его собственные картины украшают некоторые из комнат наряду с репродукциями работ знаменитого сына, но главное сокровище дома — Мадонна из дома Санти, которую считают первой работой из рафаэлевского цикла Мадонн.

Часть дома обставлена как дом-музей, с аутентичной кухней и двориком с колодцем.

Дуомо

Кафедральный собор в Урбино / Shutterstock.com

Кафедральный собор Урбино находится рядом с герцогским дворцом. Он заложен в XI в., перестраивался в XV в., и, увы, был разрушен землетрясением 1789 г. Новое здание по проекту Валадье было возведено в 1801 г. в неоклассическом стиле.

На фронтоне помещены пять статуй добродетелей и святых, интерьер имеет форму латинского креста с тремя нефами и величественным куполом, через большие окна которого поступает много света. В правом нефе можно полюбоваться двумя полотнами Федерико Бароччи, крупного художника-маньериста, на которых изображены святой Себастьян и святая Цецилия.

Ещё одна его работа — «Тайная вечеря» — украшает капеллу Сакраменто.

Церковь Сан-Доменико

Церковь Сан-Доменико с возрожденческим порталом © patatofriendly.com

Это церковь XIV в. рядом с Палаццо-Дукале снаружи имеет готико-ренессансный облик, а внутри оформлена в стиле барокко.

Фасад храма украшен травертиновым протиром с люнетом из глазированной терракоты работы Луки делла Роббья (это копия, оригинал находится в Палаццо-Дукале).

В апсиде находились два цикла старинных фресок, которые сегодня хранятся в Национальной картинной галерее региона Марке.

Ораторий Иоанна Крестителя

Фрески Лоренцо и Якопо Салимбени © Wikimedia Commons

Этот небольшой храм знаменит превосходным циклом фресок Лоренцо и Якопо Салимбени, выполненным в 1415-1516 годах. Фрески за главным алтарём изображают Распятие Христа, а фрески на боковых стенах – сцены из жизни Иоанна Крестителя.

Ораторий Сан-Джузеппе

Потолок Оратория Сан-Джузеппе © Leon Reed / Shutterstock.com

Ораторий был воздвигнут в XVI веке на деньги семьи Альбани, наиболее известным представителем которой был папа Клемент XI. Спустя сто лет его перестроили.

Он богато украшен фресками Карло Конкалли, изображающими сцены из жизни святого Иосифа, включая рождение Иисуса Христа и бегство в Египет.

Некоторые элементы декора были привезены из Рима: две алтарные колонны из красного порфира были позаимствованы из Пантеона, а мраморную статую святого доставили из базилики Сан-Джованни-ин-Латерано. Весьма ценен вертеп XVI века работы местного скульптора Федерико Брандини.

Церковь Сан-Франческо

Церковь Сан-Франческо. Часть фасада © Fabrizio Pivari / Shutterstock.com

Одна из главных церквей города была построена в XIII веке и значительно перестроена в 1742 году.

В ней сохранился фрагмент фресок братьев Салимбени с распятием Христа и алтарная картина «Прощение в Ассизи» Федерико Бароччи.

Здесь похоронены видные фигуры Урбино: граф Джудантонио да Монтефельтро, отец Федерико; Джованни Санти с супругой Маджией Чарла и другие деятели искусства и науки.

Кухня

Белый трюфель

В Италии не так много провинций с таким разнообразием вкуснейших блюд в своей кухне. Самый известный местный деликатес – трюфели, которые продаются на специализированных ярмарках в Сант’Анджело-ин-Вадо и Акваланга.

Последняя, наряду с пьемонтской Альбой, законодательно считается национальным центром заготовки и торговли трюфелями.

Их здесь собирают круглогодично: с октября по декабрь – благородные белые, с января по март – благородные чёрные, с апреля по июни и с июля по сентябрь – чёрный летний («скорцоне») и белый летний («марцуоло») соответственно. Трюфеля любил добавлять в свои блюда Джоаккино Россини: гурман, кулинар и великий композитор.

Белый трюфель © italymagazine.com

Proprio Acqualagna si fregia del primato di capitale del tartufo tutto l’anno.

Da ottobre a dicembre c’è il tartufo bianco pregiato, da gennaio a marzo il tartufo nero pregiato, da aprile a giugno e da luglio a settembre è tempo rispettivamente di tartufo nero estivo o “scorzone”, e tartufo bianchetto o “marzuolo”.

Proprio i tartufi sono uno degli argomenti usati in cucina da Gioacchino Rossini, grande gourmet oltre che grande compositore.

Кашотта д’Урбино DOP

Кашотта д’Урбино DOP © monte-bianco.ru

Кашотта — это свежий сыр, из овечьего и коровьего молока, весьма ценимый в своё время самим Микеланджело, а сегодня экспортируемый во многие страны мира. Также ценится и ещё один деликатесный сорт сыра – пекорино-ин-фосса («пекорино из пещеры»), производимый в Карточето и Акваланье.

Мясо

Тушеное мясо © destinazionemarche.it

Монтефельтро славится своим мясным животноводством. Бычков породы Marchigiana IGP выращивают согласно многовековым традициям. Из других достижений местного хозяйства отметим ароматную ветчину Прошутто-ди-Карпенья DOP (www.carpegna.

com), оливковое масло DOP Cartoceto, ставшее известным далеко за пределами Карточето и окружающих его холмов.

Важно

Из вин категории DOC нельзя не упомянуть Бьянкелло дель Метауро (по легенде, ставшее причиной кровавой битвы при Метавре между Гасдрубалом и Нероном), Колли Пезарези и Пергола.

Вино

По территории провинции проложено множество маршрутов, посвящённых «нектару богов»: красному Колли Пезарезе, Верначча и Виснер-ди-Пергола, Бьянкелло дель Метауро (напившись которого, согласно легенде, Гасдрубал и его воины проиграли древним римлянам в битве при Метавре в 207 году до н.э.).

Дегустация вина – целое искусство. Лучше, если процесс проходит в спокойной обстановке, например, старинного винодельческого хозяйства. Другие традиционные продукты, которые стоит попробовать в местных ресторанах, — это вишня из Кантьяно, пиво из Апеккио, бобы из Фраттерозы, ветчина из Карпеньи, слоёную лепёшку «креша сфольята ди Урбино», кокрейль «Моретта ди Фано».

Вердиккьо, местный сорт белого винограда © Wikimedia Commons

Источник: https://latuaitalia.ru/where-to-go/vyhodnye-v-urbino/

Италия: Прогулка по Урбино

Урбино

Чтобы попасть в Урбино из Римини, нужно доехать на поезде до Песаро, а там пересесть на автобус. Но, конечно, проще и удобнее взять в прокат авто.

Урбино переносит нас в XV век, в эпоху когда город являлся одним из центров итальянсого Возрождения. В то время Италия была разделена на кучу маленьких государств, правители которых пытались перещеголять один другого величием дворов. Они не скупились на развитие искусства, сооружая величественные постройки и покровительствуя художникам, философам, литераторам, ученым.

Свое нынешнее великолепие Урбино приобрел под покровительством герцога Федерико да Монтефельтро, правившего городом с 1444 по 1482 годы. Помимо того, что Федерико был профессиональным военным, он ещё и обладал художественным вкусом и тягой к искусству.

Федерико собрал обширную коллекцию старинных рукописей, равную которой не было ни в одном университете Европы. Он не признавал только что появившихся печатных книг, назавая их «механическим искусством». Своим обликом Урбино обязан именно Федерико, который задумал построить «идеальный город».

С этой целью были приглашены архитекторы и художники со всей Европы. Их стараниями построен выдающийся архитектурный ансамбль Palazzo Ducale вокруг небольшого замка на скале. Дело Федерико до Монтефельтро продолжил его сын Гвидобальдо, утонченный и изнеженный.

В 1506 году он основал в Урбино университет, который обучает своих слушателей и теперь. Гвидобальдо покровительствовал молодому Рафаэлю Санти, уроженцу Урбино.

Достопримечательности Урбино

На улице Via Raffaello открыт дом-музей Рафаэля. В этом доме в 1483 году родился великий мастер Возрождения Рафаэль Санти. В нем он прожил первые годы своей жизни, окруженный работами своего отца — художника и декоратора.

В доме можно заглянуть в спальню Рафаэля, на стене которой написана фреска Мадонна с младенцем, являющаяся одной из самых ранних работ мастера. В доме можно видеть мебель XV века, а в кухне воссозданный интерьер эпохи Ренессанса.

На стенах висят картины, работы отца Рафаэля — Джованни Санти, копии картин Рафаэля, а также картины, написанные другими мастерами той эпохи.

Совет

Палаццо Дукале, что переводится как «герцогский дворец», являлся резиденцией правителей Урбино и примером дворцового комплекса эпохи Возрождения.

Читайте также:  Аутлеты в римини: география для шопоголиков

Его строительство и отделка продолжались 70 лет. Строительство дворца вел Лучиано Лаурано, который гармонично объединил имеющиеся и новые постройки. Теперь во дворце представлено собрание Национальной галереи Марке.

 К сожалению, большая часть собрания герцогов Урбинских была утрачена после перехода Урбино во владения Ватикана. В то время из дворца в Рим и Флоренцию перекочевало все что можно. Основу коллекция галерии представляют работы, переданные церквями и монастырями в XIX веке.

Помимо представленной коллекции интересны декор и архитектура комнат дворца.

Впечатляет кафедральный собор Урбино, построенный в честь Успения Пресвятой Девы Марии.

Урбино. Кафедральный собор

Собор был построен в 1062  году, однако свой нынешний вид получил в конце XVIII века после разрушения здания землетрясением. Тогда же была построена колокольня. Вокруг собора установлены семь статуй святых.

Урбино. Кафедральный собор

Вокруг собора можно увидеть семь статуй святых.

Урбино выдержанный, за редким исключением, в одной рыже-коричневой гамме, создает настроение невеселости и каменного мешка, хочется поскорее вырваться на природу. Тем не менее, очень интересно прогуливаться по его крутейшим улочкам и наслаждаться средневековой архитектурой.

Улица в УрбиноУлица в УрбиноУлица в Урбино

Можно, также, съездить на экскурсию в Римини, Италию в миниатюре, Сан Лео, Сан Марино, Равенну.

Источник: https://www.brodilki.net/italy/urbino

Достопримечательности Римини, часть 4. Урбино

Наконец, завершающая часть материалов о достопримечательностях окрестностей Римини от путешественницы Елены:

1) Достопримечательности Римини, часть 1. Католлика

2) Достопримечательности Римини, часть 2. Градара
3) Достопримечательности Римини, часть 3. Пезаро
4) Достопримечательности Римини, часть 4. Урбино

Итак, возвращаемся на автобусную станцию и едем в Урбино.

Час дороги и задолго до въезда в город высоко на вершине скалы открывается панорама Урбино. Средневековая крепость выделяется на фоне неба и возвышается над окрестностями. Кажется, что со страниц фэнтези к вам спустился волшебный замок.

Автобус останавливается у подножья. Дальше предстоит идти пешком вверх по узким мощенным камнем улицам. Вы в настоящем средневековье. Город сохранился великолепно и почти ничто не напоминает о современности.

Величественный и прекрасный герцогский дворец Палаццо Дукале  (Palazzo Ducale) возвышается над всем городом, он расходится в стороны и кажется, что охватывает стоящие рядом дома и церкви. Фасад дворца украшает великолепная работа Торриччини, дополняя ощущение сказочности.

Фактически Урбино – это и есть дворец, распознать границу  между ним и городом практически невозможно. Это единый архитектурно-исторический комплекс эпохи Возрождения.

Собственного говоря, именно здесь в Палаццо Дукале при дворе герцога Монтефельтро и начиналась прекрасная и загадочная эпоха Возрождения. Это на самом деле было возрождением, выходом Европы, ее освобождением от мрачной, жестокой, мракобесной эпохи Средневековья, от последствий который, мы, к сожалению, до сих пор еще не совсем избавились.

Как уже упоминалось выше, в Урбино родился знаменитый Рафаэль, кроме него это родина выдающихся мастеров Бароччи и Браманте. Здесь развилось до категории искусства производство керамики. А также был основан и существует по сей день один из старейших университетов Европы.

Если вы пробудете в Урбино до вечера, и на город вдруг наползет туман, вас ждут реальные ощущения путешествия во времени. И без того узенькие и темные улицы потеряют четкость своих очертаний. Более гулко станут отзываться звуки, многократно отражаясь от каменных стен. Свет фонарей начнет плясать и рисовать невиданные фигуры из тумана.

Обратите внимание

Если кто-то на достаточно долгое время зажжет спичку или зажигалку еще более странные вещи начнет вытворят естественный огонь и вы представите как вело себя пламя факела в таких условиях и проникнитесь мистическим духом. Теперь вы почувствуете на себе и поймете, почему в те времена люди так охотно верили в привидения, духов и нечистую силу.

Впечатление, оставленное Урбино, не померкнет ни на фоне Венеции, ни на фоне других известных городов-музеев Италии.

Он займет частичку вашей души и навеки поселится там, призывая приехать еще раз и пожить среди места, над которым не властно время. Чем-то эту атмосферу напоминает “Ласточкино Гнездо” возле Ялты.

Походы по Крыму могут быть не менее удивительны и богаты на открытия для путешественников, чем Италия. 

Источник: http://www.mytravelnotes.ru/2013/05/4.html

Урбино. Великие и малые города Италии

Перуджа была последним умбрийским городом на нашем пути. Мы взяли курс на северо-восток. Уютные холмы Умбрии сменились Аппенинами. Автобус поднимался все выше. Вокруг теснились горы. Скалы чередовались с зелеными, покрытыми молодой порослью склонами.

Преодолев перевал, мы спустились в долину. Умбрия сменилась провинцией Марке, и вскоре мы уже высаживались перед крепостными воротами Урбино.

Урбино – городок совсем невеликий, устроенный на двух соседних холмах, обнесенных общей стеной. Но вид имеет самый воинственный (как и положено любому средневековому городу): и городские стены, и крепость Альборноса на одном холме, и крепостеподобный дворец герцога на другом – выглядят грозно и неприступно.

От ворот Валбона по улице Мазини мы дошли по площади Республики, расположенной как раз в ложбинке между двух холмов. На площади соседствуют Коллегия Рафаэля и церковь Сан-Франческо с колокольней и массивным арочным порталом.

Церковь Сан-Франческо

От площади улицы расходятся в противоположные стороны и лезут вверх. Мы пошли на левый холм – на него поднималась улица Рафаэля, которая и для пешехода весьма крута – так по ней еще ездят и машины!

На этой улице находится дом-музей Рафаэля Санти, в котором художник родился и провел детские годы. Был он единственным и любимым ребенком в семье, отец его служил при дворе герцога в качестве художника и поэта. В 17 лет Рафаэль из Урбино переехал в Перуджу, поступив в ученики к Перуджино.

Напротив его дома – портал бывшей больницы Оспедале дела Мизеркордиа в виде трехарочной лоджии.

На вершине холма за пределами городских стен (расстояния в Урбино крошечные: буквально, мы только вошли в одни ворота и вскоре вышли из других) в зеленом сквере стоит памятник Рафаэлю. Вдоль аллеи среди деревьев выстроились бюсты других художников, в том числе и Джованни Санти, его отца.

Вид от сквера в долину

Пройдя вдоль крепостных стен, мы дошли до следующих ворот и, поднявшись наверх, оказались у подножья крепости Альборноса.

На обширной зеленой площадке под стенами крепости расположились многочисленные компании – загорающие, гуляющие, играющие в мяч.

Важно

Со склона открывался замечательный вид на город. Урбино представал очень цельным, единым ансамблем, сплоченным вокруг могучего Герцогского даорца и Дуомо.

Мысли о том, каким должен быть идеальный город, занимали людей со времен Платона (который изложил свое видение идеального города в трактате «О государстве»). С тех пор на эту тему теоретики строили теории, утописты фантазировали, а практики пытались воплотить эти теории и утопии на подвластных им пространствах. Примеров попыток построения идеального города множество.

Одну из таких попыток предпринял герцог Федерико Монтефельтро. Город Урбино достался ему во владение не вполне по праву – только после смерти своего сводного брата, младшего, но законного сына герцого Монтефельтро (сам Федерико был внебрачным ребенком). Но именно он остался в истории города как правитель, при котором Урбино преобразился и расцвел.

Достойный и благородный человек, он правил Урбино 38 лет и оставил о себе самую добрую память.

Был талантливым и успешным полководцем, неравнодушным к проблемам простых солдат: заботился о семьях погибших, девочкам погибших солдат выделял приданое.

Проявлял внимание к нуждам простых людей, запросто ходил по городу, разговаривал с народом, выслушивал жалобы и просьбы, старался разрешать споры по всей справедливости.

За время своего мудрого правления он изменил облик города, желая создать на этих холмах идеальный город, выстроить грандиозный замок-город. Этот замок-город, Герцогский дворец, строился почти 30 лет.

В город были привлечены лучшие художественные силы, в том числе Леон Батиста Альберти, один из теоретиков и практиков идеального города, автор трактата «О зодчестве», художник Пьетро делла Франческа, архитекторы Лучано Лаурано и Браманте.

Совет

Значение Монтефельтро в жизни Урбино сравнимо со значение Лоренцо Медичи для Флоренции. При нем науки и искусства получили самую активную поддержку.

Сам Федерико был страстным коллекционером, собирал древние книги, античность, музыкальные инструменты, картины.

Когда в 1626 году Урбино был насильственно присоединен к Папской области, многочисленные сокровища Герцогского дворца перетекли в Ватиканские музеи. Остатки выгребли наполеоновские воины, захватившие Урбино в 1808 году.

После крепости мы опять спустились до площади Республики и пошли уже на другой холм, оказавшийся более пологим.

Фактический центр города – площадь герцога Федерико, незаметно переходящая в площадь Ринашименто – эти две площади разделены египетским обелиском. Там стоит величественный Дуомо, а рядом с ним – Герцогский дворец, и напротив него – собор Сан-Доменико.

Дуомо

Внутренний двор Герцогского дворца

Сначала мы зашли в высокий барочный Дуомо, потом перешли в Герцогский дворец, точнее, в ту его часть, которую в данный момент занимает Национальная галерея Марке.

Собрание этого музея после галереи Умбрии в Перудже выглядело бедновато, мы были разочарованы. Всего одна маленькая картина Рафаэля – « La Muta» («Немая»): мы думали, что в родном городе он представлен шире.

Папские и наполеоновские «ценители прекрасного» постарались на славу.

Египетский обелиск на границе площадей Федерико и Ринашименто и церковь Сан-Доменико

Купол в церкови Сан-Доменико

Вид на Дуомо от церкви Сан-Доменико

Одна из пяти скульптур Дуомо – Иоанн Златоуст

Обратите внимание

Уже подходя к крепостным воротам, обнаружили, что на крепостную стену можно подняться и пройти по ней. С крепостной стены Герцогский дворец открывается с другого ракурса. Отлично виден «Башенный фасад» – шедевр архитектора Лаурана, а также башня, по которой могли подниматься в замок конные повозки.

“Башенный фасад” Лаурана и башня для заезда карет

Покинув Урбино – прообраз идеального города Федерико Монтефельтро, мы направились дальше и ближе к вечеру прибыли в Римини. В этом городе многие у нас уже бывали прежде.

Высадившись возле замка Сиджизмондо, мы прошли на площадь Кавур, где по одной стороне площади выстроились три палаццо: Гарампи, Аренго и Подеста – весьма похожие друг на друга, а на другой стороне расположился длинный Рыбный рынок.

Замка Сиджизмондо

Фонтан «Шишка» на площади Кавур

В центре площади – памятник папе Павлу V -му, за ним – Театро Комунале.

Палаццо Аренго

Рыбный рынок

Буквально в 2-х шагах отсюда – еще одна площадь, Тре-Мартире, с часовой башней и невысоким 8-миугольным древним храмом Сан-Антонио.

На углу у стены стоит бронзовый памятник Цезарю, который на этой площади объявил своему войску, что жребий брошен, и надо перейти Рубикон (Рубикон – река в окрестностях Римини).

Закончили мы нашу прогулку по историческому центра церковью Сан-Франческо (храмом Малатесты), построенным (точнее, перестроенным из ранее возведенной францисканской церкви) знаменитым Альберти.

Храм недостроен, даже фасад не облицован до конца – не хватило денег. Справа от входа находится саркофаг правителя города Сиджизмондо Малатесты и его жены. На фреске Пьетро дела Франческа изображен сам Малатеста со святым Сигизмундом.

От старой церкви сохранилось распятие, выполненное Джотто.

Отель наш располагался на первой линии, и мы, заселившись, успели до ужина помочить ножки в море. Вечером мы сидели на лоджии, попивали винцо, дышали морским воздухом. На соседнем балконе появилась девушка из нашей группы и сказала, что после ужина половина нашей группы ходила на пляж и некоторые даже искупались.

Важно

Ночью я проснулась с отчетливым ощущением, что все вокруг трясется. Во всяком случае, кровать ощутимо подрагивала. Неужели землетрясение? Вокруг все грохотало, по лоджии летали пластмассовые стулья – просто светопреставление какое-то.

Но все оказалось не так страшно. Под утро все стихло, и потихоньку опять вылезло солнце. Подивилось на многочисленные лужи, появившиеся за время недолгого его отсутствия, и принялось их подсушивать.

Это был единственный ливень за нашу поездку, невиданной ураганной силы, но благополучно закончившийся. Больше нас дожди не беспокоили.

Источник: http://lenaburova.ru/italy/Italy2011/22Urbino.htm

Урбино – родина Рафаэля

Я узнаю тебя, ты родом из Урбино!
Белла  Ахмадулина

28 марта (по другим данным 6 апреля) 1483 годав Урбино родился светлый гений Ренессанса Рафаэль Санти, которого современники называли Рафаэлем Урбинским.

Сколько бы мы ни готовились к встрече с Урбино, сколько бы восторженных отзывов ни прочитали, действительность превзойдет наши ожидания. Авторы путеводителей не скупятся на красивые сравнения: «фантастический мираж», «фата-Моргана», «сказочное зрелище», «искусно выполненная декорация к старинной пьесе», «горное гнездо», «погружение в прошлое». И они не преувеличивают.

Урбино – уникальный, полностью сохранившийся со времен Ренессанса город – недаром взят под охрану ЮНЕСКО. В его облике мало что напоминает о современности. Возникает ощущение, что мы действительно перешагнули через века и очутились в 15-м столетии, когда Урбино ненадолго стал одним из блистательных художественных центров итальянского Возрождения.

Урбино.

Герцогский дворец

Италия была в ту пору раздроблена на множество городов-государств. Их властители не только соперничали на поле брани, но стремились превзойти друг друга великолепием двора.

Они наперебой приглашали под свое покровительство знаменитых художников, литераторов, философов, затевали грандиозные постройки, коллекционировали произведения искусства.Урбино, небольшой город в предгорьях Апеннин, с начала13 в. был вотчиной семейства Монтефельтро. Добрым гением города стал герцог Федерико да Монтефельтро.

Он правил Урбино с 1444 по1482 гг. и был, как сказали бы мы сейчас, профессиональным военным – кондотьером, предводителем наемных войск. Но хотя Федерико считался одним из лучших кондотьеров своего времени, хотя успешные военные кампании принесли ему богатство, вовсе не война была настоящим призванием герцога.

Этот решительный и удачливый военачальник был разносторонне образованным человеком и щедрым меценатом. Он сумел сделать свое маленькое государство подлинным очагом культуры.

Пьеро делла Франческа.Портрет герцога Федерико да Монтефельтро. Ок.1465 г.Предположительно Рафаэль.

Портрет герцога Гвидобальдо да Монтефельтро. 1506 г

Читайте также:  Кальяри - столица сардинии в италии

Федерико обладал превосходным художественным вкусом. Он построил великолепный герцогский дворец (Palazzo Ducale), его богатейшим коллекциям завидовали в Ватикане, его собрание старинных рукописей не имело себе равных ни в одном европейском университете. Гостями Урбино были люди незаурядные, светлые умы Ренессанса.Один из друзей герцога, прославленный художник Пьеро делла Франческа, написал около 1465 г. поразительный портрет Федерико да Монтефельтро, который хранится ныне в галерее Уффици. Властный профиль государя четко вырисовывается на фоне неба. Художник предельно реалистичен: Федерико, с выпирающим острым подбородком, с поврежденной в сражении переносицей, почти уродлив. Живописец не упустил даже бородавок на коже! И в то же время монолитная фигура герцога в красных одеждах исполнена такой значительности и внутренней силы, что ему, кажется, подвластен весь мир. В написанном словно с высоты птичьего полета пейзаже узнаются окрестности Урбино.

Рафаэль. Портрет Бальдассаре Кастильоне. 1515 г.
Рафаэль. Автопортрет. 1509 г.

Совет

Наследник Федерико, его изнеженный и болезненный сын Гвидобальдо, продолжал славные традиции отца. В 1506 г. в Урбино был основан университет, существующий и поныне. Во дворце царила атмосфера утонченной духовности, и нередко возвышенные вечерние беседы продолжались до рассвета. Говорили о благородстве, о чистоте итальянского языка, о совершенной любви…

Однажды гости герцога четыре вечера подряд рассуждали о том, каким должен быть идеальный придворный.Эти беседы побудили одного из их участников, писателя и дипломата графа Бальдассаре Кастильоне, написать книгу «Иль Кортеджиано» («Придворный»).

В знаменитой некогда книге, сохранившей для потомков дыхание урбинских вечеров, писатель-гуманист Кастильоне размышлял о том, каким должен быть совершенный, гармоничный, идеальный человек, и, как истинный сын Возрождения, утверждал: «Лишь тот настоящий философ, кто желает быть добрым. Не может быть красоты без добра.

Можно сказать, что доброе и красивое – в известном смысле одно и то же».

Случайно ли, что Урбино, город среди ласковых гор, стал родиной светлого гения Ренессанса – Рафаэля Санти? Вот что пишет об этом в своих «Образах Италии» Павел Муратов: «Воля великого Федерико создала из глухого горного городка легендарный приют муз, но мы могли бы позабыть обо всех иных его заслугах перед историей, памятуя только одно: что созданный им Урбино произвел на свет Рафаэля».Рафаэль легко и естественно приблизился в своей жизни и искусстве к тому духовному совершенству, которое грезилось герцогам Урбинским Федерико и Гвидобальдо, к тому идеалу добра и красоты, который исповедовал Кастильоне. Для потомков творчество Рафаэля стало воплощением гармонии, покоя, душевной чистоты и ясности. Для современников сам художник был воплощением добродетели. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» буквально превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». «Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», – пишет Вазари, и завершает: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги».Хотя художник покинул Урбино семнадцатилетним юношей, исследователи его творчества сходятся на том, что «живые и разнообразные впечатления детских и юношеских лет больше, чем прямые наставники, способствовали воспитанию молодого мастера» (В.Н. Гращенков). Однако и наставники сыграли благотворную роль в развитии великого таланта: всю свою недолгую жизнь Рафаэль был дружен с Бальдассаре Кастильоне, переписывался с ним и глубоко воспринял его гуманистическую философию. В 1515 г. он создал проникнутый теплым чувством портрет старшего друга, который хранится в Лувре.

Побывав в Урбино, мы по-новому увидим знакомые произведения Рафаэля: кажется, родись этот художник где-то в другом месте, он утратил бы частицу той благодати, той умиротворенности, что исходит от его полотен и фресок.

Рафаэль. Мадонна Конестабиле. 1504 г.
В пейзаже на заднем плане художник запечатлел окрестности Урбино
С дома Рафаэля (Casa Raffaello) лучше всего начать экскурсию по Урбино. На площади Borgo Mercatale, рядом с автовокзалом, возьмем в информационном центре (Infopoint) карту города.

В старый город мы войдем через ворота Porta Valbona и двинемся вверх по широкой Via Mazzini до оживленной площади Piazza della Repubblica. Здесь повернем налево и пройдем вдоль площади San Francesco на Via Raffaello.

Нелегко идти по Урбино быстрым шагом – ведь вокруг так красиво! Но если мы хотим попасть в дом Рафаэля, приходится спешить: с 13 до 15 часов в музее перерыв.

В этом доме Рафаэль родился, здесь он жил в детстве. Отец, придворный живописец герцога Урбинского Джованни Санти, был его первым учителем.

В музее собрано немало подлинных предметов 15-го столетия, представлены картины Джованни Санти, который был хорошим педагогом и заботливым отцом, но, как мы можем убедиться, посредственным художником.

Пожалуй, самое интересное, что можно увидеть в этом обширном музее, – юношеская работа Рафаэля, первая из его «Мадонн».

Дом Рафаэля с мемориальной доской

Обратите внимание

После осмотра музея пойдем вверх по Via Raffaello к памятнику Рафаэлю (1897 г.) Несколько помпезный монумент выигрывает благодаря своему расположению: с трех сторон открываются прекрасные виды на горы. Впрочем, в том, что касается красивых видов, Урбино неисчерпаем.

И самым эффектным из них мы насладимся, если пойдем от памятника Рафаэлю вдоль крепостной стены на северо-запад, параллельно Viale Buozzi. Главное – не пропустить маленькую калитку в стене, чуть не доходя укрепления Fortezza Albornoz.

Войдя в эту неприметную калитку, поднимемся по лестнице в крепостной стене на земляной вал (Parco della Resistenza).

Здесь перед нами откроется, без преувеличения, потрясающая панорама, о которой справедливо и точно сказано в путеводителе „Baedeker“: «atemberaubende Aussicht“ – вид, от которого захватывает дух.

Памятник Рафаэлю в УрбиноГород, дворец и собор вырисовываются на фоне гор как неразрывное целое.

Золотистый кирпич почти сливается с чуть более темной черепицей крыш; геометрические формы – плоскости стен, кубики домов, цилиндры башен, конусы шпилей, полусфера купола – плавно перетекают одна в другую.

«И весь твой облик слажен из одного куска», – эти слова Бориса Пастернака, сказанные вовсе не о городе, а о человеке, как нельзя более точно передают впечатление от Урбино.При взгляде на эту величественную панораму нам становится понятен оригинальный замысел Федерико да Монтефельтро – создать город-дворец.

Palazzo Ducale очень велик, его считают одной из крупнейших ренессансных построек в Италии. Но с городом он сравним не только своими размерами. Дворец – это не здание в обычном понимании, а множество сросшихся друг с другом построек и внутренних дворов.

Асимметричный, сложный архитектурный комплекс причудливо расположен на разных уровнях: холм, пологий с юга, круто обрывается с северной стороны. Кажется, что дворец вырос стихийно, однако эта мнимая хаотичность подчинена продуманному плану. Она усиливает впечатление громадности дворца и придает его столь непохожим фасадам живописность и разнообразие.

Вид на дворец с земляного валаPalazzo Ducale похож на неприступную крепость, где в случае опасности может укрыться все население города, и в то же время в нем нет средневековой суровости и тяжеловесности – он легок, строен, изящен. Мы еще не раз увидим панораму дворца, гуляя по Урбино, и всегда его облик будет немного иным.Возведение и отделка интерьеров Palazzo Ducale продолжались около 70-ти лет. Известно, что Урбино в свое время посетил сам Леон Баттиста Альберти – признанный мэтр, теоретик архитектуры Ренессанса. Идеи Альберти были использованы при строительстве дворца, которое с 1468 г. вел Лучиано Лаурано. Он разработал уникальную планировочную схему, гармонично объединив уже существующие и новые постройки. Главным творением Лаурано стал «Башенный фасад» – Facciata dei Torricini – с нарядными лоджиями и странными, похожими на мусульманские минареты, башнями. Этому архитектору принадлежат также проекты внутреннего двора, о котором у нас речь впереди, и парадной лестницы. В 1472 г. зодчий оставляет свой пост, а на его место герцог приглашает другого крупного мастера – Франческо ди Джорджио Мартини. К его заслугам можно отнести отделку пышных дворцовых интерьеров.
Вид на Башенный фасад дворца с одной из улиц
Вид на дворец от капеллы Oratorio di San Giuseppe
Полюбовавшись видом, возвратимся к памятнику Рафаэлю. Теперь настало время спокойно осматривать город, постепенно продвигаясь к дворцу. Куда идти? Да, в общем-то, все равно! Урбино удивительно живописен. Зайдите в любой переулок, и вам тут же захочется достать фотокамеру и сделать снимок.Огромное достоинство Урбино заключается в том, что новые районы находятся в стороне от исторического центра. Старый город не «оброс», как это часто бывает, безликими предместьями; он живет в таком же счастливом единении с природой, как и пять веков назад. Узкие переулки, превращаясь в лестницы, то взбираются вверх, к самому небу, то обрываются вниз, к зеленым долинам. И везде в просветах между домами видны горы.Естественно напрашивается сравнение Урбино с другим «горным гнездом», Сан-Марино, и здесь у Урбино есть важное преимущество. Эффектный Сан-Марино с его бесконечными сувенирными лавочками – аттракцион для туристов, Урбино – подлинный, живой и жилой, город. На улочках-лестницах играют дети, кое-где сохнет пестрое бельишко, крыши ниже лежащих домов превращены в уютные балконы или в террасы кафе, кирпичные мостовые перед домами уставлены цветочными горшками и скамьями. Это настоящая, непарадная, будничная Италия. И в то же время в Урбино нигде нет запущенности, неухоженности; старый город содержится в идеальном порядке.

Улицы Урбино

Спускаясь вниз по Via Raffaello, можно заходить в переулки и возвращаться назад по параллельным улочкам. К счастью, план города очень подробный, и заблудиться в Урбино мудрено.

Важно

Немного ниже памятника направо ответвляется переулок Giro del Cassero, который приведет нас на панорамную тропу Camminamento panoramico (она помечена на плане красным пунктиром).

Несмотря на то, что с тропы открываются чудесные виды, здесь довольно пустынно, поэтому одинокий путешественник может почувствовать себя немного неуютно. Тропа выводит на красивую Via Bramante. Эта улица названа в честь еще одного великого уроженца Урбино – архитектора Донато Браманте (1444-1514).

Дивные виды на дворец будут наградой тем туристам, которые осилят подъем по крутой улице Via Barocci и дойдут до капелл Oratorio di San Giuseppe (16 в.) и Oratorio di San Giovanni (14 в.). Интерьеры обеих капелл с хорошо сохранившимися фресками тоже стоит осмотреть (перерыв с 13 до 15 ч.).

Архитектор Лучано Лаурано. Внутренний двор Герцогского дворцаVia Veneto приведет нас к собору. Он строился одновременно с дворцом, но сильно пострадал во время землетрясения 1789 г. и был восстановлен в классическом стиле.

На площади, которая носит имя герцога Федерико – Piazza duca Federico, находится вход во дворец. Но не будем спешить, полюбуемся сначала внутренним двориком со стройной колоннадой, шедевром Лучано Лаурано. Такие дворики – непременная принадлежность любого ренессансного палаццо, в Италии их множество.

И все же именно этот двор историки архитектуры отмечают как уникальный, соединивший в себе все лучшие черты монументальной римской и утонченной флорентийской школ.В художественной галерее и во дворце представлены далеко не все сокровища, собранные в свое время герцогами да Монтефельтро и их наследниками из рода делла Ровере.

В 1631 г. Урбино стал частью папского государства.

Наконец-то, после двухсотлетнего ожидания, вожделенные коллекции «тщеславного Урбино» перешли во владения Ватикана! Из герцогского дворца в Рим и Флоренцию вывозили все, что можно: не только картины, гобелены, библиотеку, но даже фрагменты отделки интерьеров – дверей, стен, каминов. Однако несмотря на такой печальный финал истории Урбинского герцогства, во дворце и сегодня есть много интересного.

Здесь можно осмотреть не только богатую Национальную галерею области Марке (Galleria Nazionale delle Marche), но и вновь отреставрированные покои дворца. Особенно хорош маленький кабинет герцога – Studiolo, украшенный инкрустациями. Из кусочков драгоценных пород дерева с удивительным искусством выложены книги, музыкальные инструменты, воинские доспехи, инструменты астролога и «геометра».

Рафаэль. «La Muta» («Немая»). 1507 г.

В картинную галерею вернулись многие произведения из собрания герцога, а некоторые картины были подарены Урбино другими музеями. Так, гордость собрания – женский портрет кисти Рафаэля «La Muta» («Немая») – был подарен галереей Уффици, где он хранился несколько столетий.

Создав в 1507 г. этот портрет, Рафаэль вступил в творческий диалог с Леонардо да Винчи, который около 1503 г. написал свою «Мону Лизу». Рафаэль осознанно повторяет позу женщины: руки «Немой» сложены точно так же, как у Моны Лизы.

Совет

Близок леонардовскому и тип модели – не очень молодой и не очень красивой дамы со значительным умным лицом, в котором есть какая-то неуловимая магия.

Губы «Немой» плотно сжаты, их не тронула джокондовская улыбка, но глаза, пристальные и живые, так же следят за зрителем, так же не хотят «отпустить», как и глаза Джоконды.

Пьеро делла Франческа. «Бичевание Христа». Ок. 1455 г.

Нельзя пропустить работы крупных мастеров Возрождения, и прежде всего необычное полотно Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа» (ок. 1455 г.).

Сцена бичевания отодвинута в глубину холста, а на переднем плане мы видим прекрасную архитектурную композицию, в которой словно живет дух Урбинского дворца.

Из окон залов открываются виды на внутренние дворы и городские крыши, которые дополняют впечатления об Урбино.

Вид из окна дворца на один из внутренних дворовВыйдя из дворца, обойдем его справа. Строгий южный фасад, Facciata ad Ali, выходящий на Piazza Rinascimento, вблизи выглядит очень внушительно.

А изящный Башенный фасад лучше всего виден с широкой Corso Garibaldi.

Если позволяет время, можно поблуждать по переулкам в районе Via Saffi, на которую выходят фасады нескольких дворцов городской знати, или спуститься по улице-серпантину Viale Salvalai.

Одного дня, конечно, не хватит, чтобы обойти все живописные уголки Урбино, но как бы нам ни хотелось еще погулять по городу, на автовокзал лучше прийти минут за 10-15 до отправления автобуса. Ведь мы в Италии, и автобус вполне может уехать, не дождавшись указанного в расписании времени!

Виды на южный фасад дворца с улицы Piazza Rinascimento

Источник: https://italia-nostra.livejournal.com/54891.html

Ссылка на основную публикацию