Леонардо да Винчи в музеях мира
Здесь можно посмотреть картины Леонардо да Винчи
Мона Лиза (Джоконда). 1503-1506. Дерево, масло. Лyвp, Париж
Мадонна в гроте. Около 1483. Холст, масло. Лувр, Париж
Мадонна Дрейфус. 1470-1475. Дерево, темпера. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Благовещение. 1472-1475. Дерево, темпера. Лувр, Париж
Мадонна Литта. 1490-1491. Темпера, холст (переведено с деревянной доски). Государственный Эрмитаж, Санкт – Петербург
Тайна вечеря. 1495-1498. Темпера на мастике. Церковь Санта Мария дель Грацие, Милан
Иоанн Креститель. 1515-1516. Дерево, масло, Лувр, Париж
Святая Анна с Марией и младенцем Христом. Около 1510. Дерево, масло. Лувр, Париж
Дама с горностаем. Портрет Чечилии Галлерани (?). 1485-1490. Дерево, масло. Национальный музей, Краков
Бахус. 1513 – 1515. Масло, темпера, дерево. Лувр, Париж
*Первоначально картина называлась «Иоанн в пустыне»
Поклонение волхвов. 1481-1482. Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция
Автопортрет. Около 1515. Сангина на бумаге. Королевская библиотека, Турин
Мадонна с гвоздикой. 1478 – 1480. Дерево, масло. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Портрет Джиневры де Бенчи. 1474. Дерево, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Святой Иероним. 1480-1482. Дерево, масло. Музей Ватикана, Рим
Святая Анна с Марией, младенцем Христом и Иоанном Крестителем. /507-1508. Бумага, уголь, мел. Национальная галерея, Лондон
Витрувианский человек. Около 1490 — 1492. Бумага, коричневые чернила, свинцовый карандаш, перо. Академическая галерея, Венеция.
Битва при Ангьяри. 1503-1506. Бумага, уголь, тушь, перо, акварель. Лувр, Париж
Пейзаж. 1473. Бумага, тушь, перо. Галерея Уффици, Флоренция
Голова девушки. Около 1483. Тонированная бумага, свинцовый карандаш. Королевская библиотека, Турин
Набросок мужской головы к картине «Тайная вечеря». Около 1495. Тонированная бумага, тушь, перо, серебряный карандаш, Музей графики Альбертина, Вена .
Штудия для картины «Поклонение Марии». Около 1481. Бумага, тушь, перо, серебряный карандаш. Галерея Уффици, Флоренция
Аллегория. Около 1516. Бумага, сангина. Королевская библиотека, Виндзор
Леда. 1503-1507. Бумага, тушь, перо, уголь. Королевская Библиотека, Виндзор
Штудии человеческого черепа. 1489. Бумага, тушь, перо, уголь. Королевская библиотека, Виндзор .
Гигантский арбалет. 1480-1482. Бумага, коричневые чернила, свинцовый карандаш, перо. Библиотека Амброзиана, Милан
Анатомические зарисовки плечевого пояса человека. 1509-1510. Бумага, коричневые чертога, свинцовый карандаш, перо. Королевская Библиотека, Виндзор
Зарисовки кошек, драконов, и других животных. 1513-1515. Бумага, тушь, перо, уголь. Королевская библиотека, Виндзор
Звезда Вифлиема. 1505-1507. Бумага, тушь, перо, сангина. Королевская библиотека, Виндзор
Рисунок мужской головы. 1504-1505. Бумага, свинцовый карандаш. Музей изобразительных искусств, Будапешт
Эскиз драпировки для сидящей фигуры. 1470-1484. Холст, темпера. Лувр, Париж
Андреа дель Верроккио. Крещение Христа. 1472-1475. Дерево, масло. Галерея Уффици, Флоренция
Леонардо да Винчи является автором Ангела (слева) и пейзажа над головами ангелов
Мадонна с веретеном. 1501. Дерево, масло. Частное собрание, Нью-Йорк
Известны три версии этой композиции, эта наиболее близка к манере Леонардо да Винчи.
Портрет Лукреции Кривелли (?). 1490-1495. Дерево, масло. Лувр, Париж
Леда с лебедем. 1510 – 1515. Масло, дерево. Галерея Боргезе, Рим
*Картина «Леда и лебедь» кисти Леонардо да Винчи до нашего времени не сохранилась. О ней можно удишь лишь по копии, сделанной неизвестным художником в начале 16 века
Мадонна Бенуа. 1478. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт — Петербург
Портрет музыканта. 1485. Дерево, масло. Пинакотека Амброзиана, Милан
Портрет Беатриче д'Эсте. Около 1485. Дерево, масло. Пинакотека Амброзиана, Милан
Профиль воина в шлеме. Около 1472. Бумага, свинцовый карандаш. Британский музей, Лондон
Женщина с распущенными волосами. 1508. Дерево, темпера. Национальная галерея, Парма
Источник: http://www.vse-strani-mira.ru/famous-people/famous-italians/485-leonardo-musei.html
Где можно посмотреть работы Леонардо Да Винчи
На сегодняшний день в Италии можно увидеть пятнадцать набросков и картин знаменитого Леонардо да Винчи. В миланском монастыре Санта-Мария-дель-Грацие есть трапезная с огромной фреской «Тайная вечеря» на стене. Это произведение мастера постепенно разрушается.
До наших дней учеными исследуются варианты сохранения фрески. В помещении, где находится шедевр Леонардо, в течение пятнадцати минут могут осматривать «Тайную вечерю» не более 25 посетителей. В миланской пинакотеке Амброзиана также есть произведения мастера.
Здесь можно любоваться «Портретом музыканта», над которым Леонардо работал в девяностых годах 15-го столетия, но произведение осталось незавершенным. Картину доработали последователи великого итальянца. Человека, которого можно увидеть на полотне, звали Франкино Гафури.
Пинакотека порадует посетителей и «Портретом Беатриче д’Эсте», который Леонардо также не закончил писать. Дорабатывал полотно ученик мастера Джованни Амборджио де Предису.
Живопись – это поэзия, которую видят, а поэзия – это живопись, которую слышат!
Недалеко от пинакотеки можно побывать в библиотеке Амброзиана.
Это место хранения Атлантического кодекса мастера с двенадцатью тетрадями и более тысячи рукописями, на которых сохранились эскизы легендарных художественных произведений, рисунки, графики и чертежи да Винчи, включая «Леду и лебедя» и «Битву при Ангьяри». Флоренция порадует почитателей творчества знаменитого итальянца его ранними картинами. Галерея Уффицы их бережно хранит.
Здесь можно увидеть «Крещение Христа» с изображением ангела, который держит одежду Спасителя, знаменитую работу да Винчи «Благовещение» и незавершенную картину «Поклонение волхвов».
Галерея является местом экспонирования двух легендарных рисунков мастера – наброска к «Поклонению Марии» и «Пейзажа Арно». Леонардо их написал в ранний период своего творчества. Здесь же посетители могут любоваться «Ледой и лебедем».
Правда, это не оригинал, а копия, написанная одним из последователей да Винчи по его эскизам.
Рим порадует поклонников творчества великого итальянца лишь «Святым Иеронимом». Эту картину хранит пинакотека Ватикана. В свое время ее нашли в существенно поврежденном, обрезанном и распиленном напополам состоянии. Часть картины служила столешницей.
Кардиналу Жозефу Фешу удалось собрать ее из разрозненных частей. Когда он умер, папой Пием IX это произведение Леонардо было выкуплено и передано пинакотеке Ватикана.
И, наконец, Королевская библиотека Турина порадует почитателей творчества мастера его автопортретом.
Найдите наиболее выгодный для Вас вариант и забронируйте авиабилет в Италию!
Лучшая подборка отелей в Италии
Забронировать Ж/Д Билеты в Италии – Итальянские поезда
Полезные статьи об Италии и итальянцах:
Шопинг в Италии
Наша страница в инстаграм: https://www.instagram.com/russianitalyconsultant/
Источник: https://www.russianitalyconsultant.com/ru/blog-vse-ob-italii/item/386-gde-mozhno-posmotret-raboty-leonardo-da-vinchi.html
Картины Леонардо да Винчи. 5 вечных шедевров – Дневник живописи
Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг. Лувр, Париж
Леонардо да Винчи – самый известный художник в мире. Что само по себе удивительно. Насчитывается всего 19 сохранившихся картин мастера. Как такое возможно? Два десятка работ делает художника самым великим?
Все дело в самом Леонардо. Он один из самых необычных людей, когда-либо рождённых. Изобретатель различных механизмов. Первооткрыватель многих явлений. Виртуозный музыкант. А ещё картограф, ботаник и анатом.
В его записях мы находим описания велосипеда, подводной лодки, вертолета и танкера. Не говоря уже о ножницах, спасательном жилете и контактных линзах.
Его новаторства в живописи тоже были невероятны. Он одним из первых начал использовать масляные краски. Эффект сфумато и светотеневую модулировку. Он первым вписал фигуры в пейзаж. Его модели на портретах стали живыми людьми, а не раскрашенными манекенами.
Вот лишь 5 шедевров мастера. Которые демонстрируют всю гениальность этого человека.
1. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг
Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org
Юная дева Мария. Миловидный Ангел в красном плаще. И два упитанных ребёнка. Святое семейство с младенцем Иисусом возвращались из Египта. По пути встретив маленького Иоанна Крестителя.
Это первая картина в истории живописи, когда люди изображены не перед пейзажем, а внутри него. Герои сидят у воды. Позади скалы. Настолько старые, что больше похожи на сталактиты.
«Мадонну в скалах» заказали монахи братства Святого Франциска для одной из миланских церквей. Но заказчики были не довольны. Леонардо затянул со сроками. Еще им не понравилось отсутствие нимбов. Смутил их и жест ангела. Почему это его указательный палец направлен на Иоанна Крестителя? Ведь младенец Иисус главнее.
Леонардо продал картину на стороне. Монахи рассердились и подали в суд. Художника обязали написать новую картину для монахов. Только с нимбами и без указывающего жеста ангела.
По официальной версии так появилась вторая “Мадонна в скалах”. Почти идентичная первой. Но есть в ней кое-что странное.
Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1508 г. Национальная галерея Лондона.
Леонардо тщательно изучал растения. Даже сделал ряд открытий в сфере ботаники. Именно он понял, что древесный сок играет ту же роль, что и кровь в жилах человека. Еще догадался определять возраст деревьев по кольцам.
Поэтому не удивительно, что на Луврской картине растительность реалистична. Именно такие растения произрастают во влажном затемнённом месте. А вот на второй картине флора выдуманная.
Как Леонардо, столь правдивый в изображении природы, вдруг решил пофантазировать? В отдельно взятой картине? Немыслимо.
Думаю, Леонардо было не интересно писать вторую картину. И он поручил сделать копию своему ученику. Который явно в ботанике не разбирался.
2. Дама с горностаем. 1489-1490 гг
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489-1490 гг. Музей Черторыйских, Краков. Wikimedia.commons.org
Перед нами юная Чечилия Галлерани. Она была любовницей правителя Милана, Людовико Сфорца. При дворе которого служил и Леонардо.
Улыбчивая, добродушная и умная девушка. Она была интересной собеседницей. Часто и подолгу они с Леонардо беседовали.
Портрет очень необычный. Современники Леонардо писали людей в профиль. Здесь же Чечилия стоит в три четверти. Развернув голову в противоположную сторону. Как будто она оглянулась на чьи-то слова. Такой разворот делает линию плеч и шею особенно красивыми.
Увы, мы видим портрет в изменённом виде. Кто-то из владельцев портрета затемнил фон. У Леонардо он был светлее. С окном за левым плечом девушки. Два нижних пальца ее руки также переписаны. Поэтому они выгнуты неестественно.
Стоит рассказать и о горностае. Такой зверёк кажется нам диковинкой. Современному человеку было бы привычнее увидеть в руках девушки пушистую кошку.
Но для 15 века именно горностай был обычным зверьком. Их держали для ловли мышей. А кошки как раз были экзотичны.
3. Тайная вечеря. 1495-1598 гг
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан
Фреску “Тайная вечеря” заказал тот же Людовико Сфорца по просьбе своей жены Беатриче д’Эсте. Увы, она умерла совсем молодой при родах. Так и не увидев роспись завершённой.
Герцог был вне себя от горя. Осознав, насколько дорога ему была жизнерадостная и красивая супруга. Тем больше он был благодарен Леонардо за проделанную работу.
Он щедро расплатился с художником. Вручив ему 2000 дукатов (на наши деньги это около 800 тыс. долларов), а также передав ему во владение большой участок земли.
Когда фреску смогли увидеть жители Милана, изумлению не было предела. Апостолы отличались не только внешне, но и своими эмоциями и жестами. Каждый из них реагировал по-своему на слова Христа “Один из вас предаст меня”. Ещё никогда индивидуальность персонажей не была так ярко выражена, как у Леонардо.
Есть у росписи ещё одна удивительная деталь. Реставраторы установили, что тени Леонардо написал не серым или чёрным цветом, а синим! Это было немыслимо вплоть до середины 19 века. Когда цветными тени стали писать импрессионисты.
Леонардо да Винчи. Фрагмент “Тайной вечери”. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан
На репродукции это не так отчётливо видно, однако состав краски говорит сам за себя (синие кристаллы ацетата меди).
О других необычных деталях росписи читайте в статье “Тайная вечеря” Леонардо. Путеводитель по шедевру”.
4. Мона Лиза. 1503-1519 г
Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org
На портрете мы видим Лизу Герардини, жену флорентийского торговца шёлком. Эта версия официальная, но сомнительная.
До нас дошло одно любопытное описание этого портрета. Оставлено оно учеником Леонардо, Франческо Мельци. И под это описание луврская дама совсем не подходит. Об этом я подробно писала в статье “Загадка Моны Лизы, о которой мало говорят”.
Сейчас рассматривается ещё одна версия о личности женщины. Это может быть портрет любовницы Джулиано Медичи из Флоренции. Она родила ему сына. И вскоре после родов умерла.
Джулиано заказал Леонардо портрет специально для мальчика. В образе идеальной матери-Мадонны. Леонардо писал портрет со слов заказчика. Примешав к ним черты своего ученика Салаи.
Поэтому Флорентийская дама так похожа на “Иоанна Крестителя” (смотрите следующую картину). Для которого позировал все тот же Салаи.
В этом портрете метод сфумато раскрыт максимально. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Она вздохнёт. Грудь преподнимется.
Портрет так и не был отдан заказчику. Так как в 1516 году Джулиано умер. Леонардо увёз его во Францию, куда его пригласил король Франциск I. Он до последнего дня продолжал работать над ним. Почему же так долго?
Леонардо совсем по-другому воспринимал время. Он первым начал утверждать, что Земля гораздо старше, чем принято думать. Он не верил, что ракушки в горы занёс библейский потоп. Осознав, что на месте гор было когда-то море.
Поэтому для него было обычным делом писать картину десятки лет. Что такое 15-20 лет по сравнению с возрастом Земли!
5. Иоанн Креститель. 1514-1516 гг
Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж. wga.hu
“Иоанн Креститель” вызывал недоумение у современников Леонардо. Глухой тёмный фон. Тогда как даже сам Леонардо любил располагать фигуры на фоне природы.
Из мрака выступает фигура святого. А святым его назвать сложно. Все привыкли к пожилому Иоанну. А тут миловидный юноша многозначно наклонил голову. Нежное прикосновение руки к груди. Ухоженные локоны волос.
В последнюю очередь думается о святости, когда смотришь на этого женоподобного мужчину в шкуре леопарда.
Вам не кажется, что эта картина как будто вовсе не принадлежит Эпохе Возрождения? Это скорее 17 век. Манерность героя. Театральные жесты. Контраст света и тени. Все это родом из Эпохи Барокко.
Леонардо заглянул в будущее? Предсказав стиль и манеру живописи следующего столетия.
***
Кем был Леонардо? Большинство знает его, как художника. Но этим призванием его гениальность не ограничивается.
Ведь он первым объяснил, почему небо синее. Верил в единство всего живого в мире. Предвосхитив теоретиков квантовой физики с их “эффектом бабочки”. Он осознал такое явление, как турбулентность. За 400 лет до его официального открытия.
Жаль, что человечество не смогло воспользоваться в полной мере его гениальностью.
Интересно, Леонардо – исключение, равных которому больше не появится на Земле? Или это сверхчеловек будущего, который случайно родился раньше времени?
Ещё об одном шедевре Леонардо, который хранится в Эрмитаже, читайте в статье “Мадонна Литта. Удивительные детали картины».
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».
Источник: https://arts-dnevnik.ru/kartiny-leonardo-da-vinchi/
Картины Леонардо да Винчи в России: Эрмитаж и частные коллекции, хранящие произведения
Считается, что сохранилось около 15 картин, написанных Леонардо да Винчи (помимо фресок и рисунков).
Пять из них хранятся в Лувре, по одной в Уффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской и Вашингтонской национальных галереях, а также в других, менее известных музеях.
Впрочем, некоторые ученые утверждают, что картин на самом деле больше, но споры по поводу атрибуции работ Леонардо — занятие бесконечное. В любом случае Россия держит после Франции твердое второе место. Заглянем в Эрмитаж и вспомним историю наших Леонардо вместе с Софьей Багдасаровой.
«Мадонна Литта»
Анджело Бронзино. Состязание Аполлона и Марсия. 1531–1532 годы. Государственный Эрмитаж
Картин с изображением Девы Марии написано так много, что самым известным принято давать прозвища. Нередко к ним пристает имя одного из прошлых владельцев, как и случилось с «Мадонной Литта».
Картина, написанная в 1490-х годах, долгие века оставалась в Италии. С 1813 года она находилась в собственности миланской семьи Литта, представители которой весьма хорошо знали, насколько богата Россия.
Именно из этого рода происходил мальтийский рыцарь граф Джулио Ренато Литта, который был в большом фаворе у Павла I и, выйдя из ордена, женился на племяннице Потемкина, став миллионером. К картине Леонардо он, впрочем, отношения не имеет.
Четверть века спустя после его смерти, в 1864 году, герцог Антонио Литта обратился в Эрмитаж, совсем недавно ставший публичным музеем, с предложением купить несколько картин из фамильного собрания.
Антонио Литта так хотел угодить русским, что прислал перечень из 44 предлагаемых на продажу работ и попросил представителя музея приехать в Милан, чтобы посмотреть галерею.
Директор Эрмитажа Степан Гедеонов отправился в Италию и выбрал четыре картины, заплатив за них 100 тысяч франков.
Помимо Леонардо, музей приобрел «Состязание Аполлона и Марсия» Бронзино, «Венеру, кормящую Амура» Лавинии Фонтана и «Молящуюся Мадонну» Сассоферрато.
В Россию картина прибыла в очень плохом состоянии, ее пришлось не только чистить, но и сразу переложить с доски на холст. Так в Эрмитаже появился первый Леонардо.
Кстати, вот и пример споров по поводу атрибуции: создал Леонардо «Мадонну Литта» сам или с помощником? Кто был этим соавтором — его ученик Больтраффио? А может, Больтраффио написал ее целиком, по наброску Леонардо? Окончательно этот вопрос до сих пор не разрешен, и «Мадонна Литта» считается немного сомнительной.
«Мадонна Бенуа»
Эта картина, написанная в 1478–1480 годах, также получила прозвание в честь своего владельца. Причем она вполне могла бы называться «Мадонной Сапожникова», но «Бенуа», конечно, звучит красивее.
Эрмитаж приобрел ее у жены архитектора Леонтия Николаевича Бенуа (брата знаменитого Александра) — Марии Александровны Бенуа.
Она была урожденной Сапожниковой (и, кстати, приходилась дальней родственницей художнице Марии Башкирцевой, чем гордилась).
Прежде картиной владел ее отец, астраханский купец-миллионер Александр Александрович Сапожников, а до него — дед Александр Петрович (внук Семена Сапожникова, за участие в пугачевском бунте повешенного в селе Малыковка одним молодым поручиком по имени Гаврила Державин). В семье рассказывали, будто бы «Мадонну» Сапожниковым продали бродячие музыканты-итальянцы, которых неведомо как занесло в Астрахань.
Но на самом деле Сапожников-дед приобрел ее в 1824 году за 1400 рублей на аукционе после смерти сенатора, президента Берг-коллегии и директора Горного училища Алексея Корсакова (который, видимо, привез ее из Италии в 1790-х).
Удивительно — когда после смерти Корсакова его коллекцию, где были Тициан, Рубенс, Рембрандт и другие авторы, выставили на аукцион, Эрмитаж купил несколько работ (в частности, Милле, Миньяра), но этой скромной «Мадонной» пренебрег.
Новый владелец занялся реставрацией картины, по его просьбе ее сразу перевели с доски на холст.
Русская общественность узнала об этой картине в 1908 году, когда придворный архитектор Леонтий Бенуа выставил работу из коллекции своего тестя, а главный хранитель Эрмитажа Эрнст Липгарт подтвердил руку мастера. Это произошло на «Выставке западноевропейского искусства из собраний коллекционеров и антикваров С.-Петербурга», открывшейся 1 декабря 1908 года в залах Императорского общества поощрения художеств.
В 1912 году супруги Бенуа решили продать полотно, картину отправили за рубеж, где эксперты осмотрели ее и подтвердили подлинность.
Лондонский антиквар Дювин предложил 500 тысяч франков (около 200 тысяч рублей), однако в России началась кампания за покупку работы государством. Директор Эрмитажа граф Дмитрий Толстой обратился к Николаю II.
Супруги Бенуа тоже хотели, чтобы «Мадонна» осталась в России, и в итоге уступили ее Эрмитажу в 1914 году за 150 тысяч рублей, которые выплачивались в рассрочку.
Любопытно: великий поэт-футурист Велимир Хлебников, астраханец и соотечественник Сапожниковых, в декабре 1918 года в своей статье «Астраханская Джиоконда» (газета «Красный воин») восклицал: «Не может ли эта картина рассматриваться как общенародное достояние города Астрахани? Если да — то бесценная эта картина должна быть водворена на свою вторую родину. Петроград имеет достаточно художественных сокровищ, и взять из Астрахани «Мадонну» — не значит ли это отнять у бедного его последнюю овцу?» Но не вышло — не вернулась картина в Астрахань.
«Спаситель мира»
Больше работ Леонардо в русских музеях нет, только «разжалованные», например — «Святой Себастьян» кисти уже упоминавшегося Больтраффио (в Пушкинском музее с 1930 года). В середине XIX века как работу да Винчи ее купил граф Сергей Строганов, и только в 1896 году исследователь Фриц Харк предположил, что на самом деле — это картина кисти его ученика.
Однако русский след явно прослеживается в судьбе еще одной картины Леонардо да Винчи — «Спаситель мира». Впрочем, что эта картина — работа гения, решили только в XXI веке.
Дело в том, что многие произведения да Винчи хотя и не сохранились, но известны по его наброскам, копиям учеников и описаниям современников. Так, мы знаем, что он написал «Леду и лебедя», «Мадонну с веретеном» и «Битву при Ангиари».
Пускай их оригиналы утеряны, но леонардески Больтраффио, Франческо Мельци, Джампетрино и даже Рубенс оставили достаточно копий и вариаций, чтобы мы были уверены, что подобные работы действительно существовали, и могли представить, как примерно они выглядели.
Та же история со «Спасителем мира»: считалось, что подлинник потерян, а версии учеников существуют — около двадцати. Одну из таких копий в 1900 году купил британский коллекционер Фредерик Кук, а в 1958 году его наследники продали на «Сотбис» всего за 45 фунтов как работу Больтраффио.
В 2004 году это изображение Христа приобрел консорциум нью-йоркских арт-дилеров, отчистил от поздних записей (например, пририсованных усов), отреставрировал и отправил на экспертизу. И многие эксперты согласились с гипотезой владельцев картины: она написана не последователем, а самим мастером.
Пресса наполнилась громкими заголовками — «Найдена утраченная картина Леонардо да Винчи!».
В 2011 году «Спасителя мира» выставили на престижной выставке Лондонской национальной галереи, посвященной Леонардо, где впервые собрали максимальное число шедевров, включая луврские (кроме «Моны Лизы») и эрмитажные. Произошла окончательная легитимация находки — осталось ее только продать.
И действительно, через два года образ Христа купил российский миллионер Дмитрий Рыболовлев. А в 2017 году при посредничестве «Кристис» коллекционер продал её наследному принцу Саудовской Аравии Мухаммеду ибн Салман Аль Сауд за 400 миллионов долларов. «Спаситель мира» стал самым дорогим произведением искусства за всю мировую историю.
Источник: https://www.culture.ru/materials/114399/priklyucheniya-da-vinchi-v-rossii-podrobno-o-nashikh-leonardo
Картины Леонардо да Винчи (Галерея Leonardo da Vinci)
Леонардо обрел всемирную славу, благодаря всестороннее развитому интеллекту. Этот уникальный человек сделал несколько открытий в области медицины, науки, инженерного дела, которые изменили мир.
Биография и творчество
И хотя сам гений считал себя ученым, а живопись – лишь хобби, потомки ставят его вклад в искусство на одну ступень с прочими заслугами, ведь картины художника воистину шедевральны. Впрочем, смотрите сами размещенные на этой странице фото оригиналов картин в хорошем качестве с увеличением значимых участков и с описанием каждого шедевра художника.
«Мона Лиза» — самая известная картина Леонардо
Название полотна, написанного в 1503-1505 гг, переводится как «Портрет госпожи Лизы Джоконды».
Мона Лиза – девушка в темных одеяниях, вполоборота повернувшаяся к зрителю. Каждая деталь образа прописана невероятно подробно, а лёгкая улыбка, коснувшаяся её губ, приятно удивляет. Портрет считается одним из лучших в своём жанре и передаёт самые возвышенные помыслы итальянского Ренессанса. На данный момент он украшает собою парижский Лувр.
Картина да Винчи под названием «Айзелуортская Мона Лиза»
Портрет всё той же госпожи Лизы, но отличающийся фоном, наличием колонн и менее тщательной прорисовкой деталей. Ведутся споры касательно времени её написания.
Картина была продана коллекционеру Блейкеру, разместившему её в собственной студии, находившийся в Айзелуорте – западной части Лондона. Данный район и дал «имя» легендарному портрету.
Художественное произведение — «Мадонна Литта»
Литта – миланская семья, на протяжении XIX века хранившая «Мадонну» вместе с другими картинами своей коллекции. Сегодня полотно принадлежит Государственному Эрмитажу. Оно было написано в 1490—1491 гг, изображает женщину, кормящую младенца.
Взгляд девушки, задумчивый и полный нежности, устремлен на ребёнка. Малыш же смотрит на зрителя, придерживая грудь матери одной рукой и держа щегла в другой.
«Мадонна Бенуа»
Картина написана в 1478—1480 гг и не завершена. На сегодняшний день принадлежит Императорскому Эрмитажу.
В работе чувствуется особая игра света и форм. Девушка искренне улыбается, а упитанный серьёзный малыш увлеченно смотрит на крестоцвет.
«Мадонна в скалах»
Под таким названием существует две почти идентичные картины. В Лувре выставлена версия, написанная приблизительно в 1483-1486 гг, а в Национальной галерее Лондона – созданная немного позднее.
На полотне изображены Дева Мария, Иоанн Креститель, ангел и младенец Иисус. В целом, оно имеет умиротворенную атмосферу, пропитанную нежностью. Отвесные скалы, являющиеся пейзажным фоном, создают эксклюзивный контраст.
«Мадонна с Младенцем и святой Анной»
Эта картину часто путают с полотном да Винчи под названием «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом». «Мадонна с Младенцем и святой Анной» принадлежит кисти немецкого художника Альбрехта Дюрера. Она была написана в 1519 году и не имеет ничего общего со всемирно известным гением.
«Мадонна с гвоздикой»
О картине не было известно до 1889 года, пока она не оказалась в музее Старой Пинакотеки.
На нём изображена спокойная Мадонна с младенцем Иисусом на руках, которая смотрит на дитя с нескрываемой нежностью. Ребёнок же активен, он словно играет, протягивая руки к незримой бабочке.
«Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» неоконченная картина
Эффект имеет названием mise en abyme. Предположительная дата написания – 1508-1510 гг.
«Дама с горностаем»
Картина, созданная в 1489-1490 гг, хранится на территории Польши. Считается, что на портрете изображена Чечилия Галлерани – любовница Лодовико Сфорца, Миланского герцога.
Девушка прописана подробно и реалистично. Наличие горностая имеет множество версий. По самой распространённой, этот зверёк символизирует чистоту и целомудрие. На картину он помещен, чтобы передать данные черты Чечилии, указать на её внебрачные отношения с герцогом, которые не пятнают репутацию красавицы, а являются проявлением искренней любви.
«Джиневра де Бенчи» — художественное изображение поэтессы
Она была известной поэтессой и платонической возлюбленной Бернардо Бембо, который, как утверждают историки, и является заказчиком портрета.
Девушка на полотне не улыбается, она задумчива и спокойна, одета в простое платье без излишеств. Украшает её только шарф и маленькая жемчужина на шее. В настоящее время картина представляется в Вашингтонской Национальной галерее искусства.
«Джиневра де Бенчи» (обратная сторона)
На обороте портрета Джиневры де Бенчи кистью Леонардо да Винчи нарисована эмблема: вертикальная ветвь можжевельника, обрамленная венком из лавровой и пальмовой ветвей, которые перевиты лентой с латинским фразой: «Virtutem forma decorat».
Пальмовая ветвь и лавр олицетворяют добродетель, а можжевельник – поэтическую составляющую. Фон имитирует плиту из порфира, символизирующего редкое и неизменное совершенство.
«Леда и Лебедь» — копия картины художника
Данная картина ныне утрачена, но сохранились её копии, написанные другими художниками, предварительные наброски да Винчи, упоминания в исторических документах. Предположительное время написания – 1508 год.
Полотно изображало Леду, стоящую в полный рост и обнимающую шею лебедя. Девушка смотрела на играющих в траве детей. Если судить по лежащей рядом скорлупе, малыши появились на свет из больших яиц.
«Изабелла д’Эсте»
Она была великой ценительницей искусства и одной из известнейших девушек Италии. Изабелла дружила с да Винчи и многократно просила создать её портрет, но гений взялся за него лишь однажды.
Увы, но после создания эскиза карандашом, который художник выполнил в 1499 году, он забросил своё творение.
«Крещение Христа» — картина да Винчи и Андрея Верроккьо
Заказал её бенедиктинский монастырь валломброзианов Сан-Сальвии, который хранил полотно до 1530 года, после чего передал его флорентийской галерее Уффици.
Фрагмент картины «Крещение Христа» — личное произведение Леонардо
Часть картины изображает отдельные элементы пейзажа и двух ангелов – тот, что слева является работой гения. По легенде, Верроккьо был так сильно поражен мастерством ученика, что забросил искусство, считая себя недостойным его.
«Поклонение волхвов»
Картина была начата по заказу монахов-августинцев из монастыря Сан Донато в 1481 году, но не завершена из-за того, что художнику пришлось уехать в Милан. На сегодняшний день работа хранится в галерее Уффици.
На заднем плане можно увидеть развалины дворца или, предположительно, языческого храма, всадников на конях, скалы. В центре полотна нарисована Мария с новорожденным Иисусом. Её окружили паломники, желающие поклониться сыну божию.
«Иоанн Креститель»
Картина в классическом стиле, отличающаяся от других отсутствием пейзажа и глухим фоном, была создана в 1514-1516 гг. Сегодня её можно лицезреть в парижском Лувре.
Фигура Иоанна Крестителя снабжена традиционными символами:
- тонким тростниковым крестом;
- шерстяной одеждой;
- длинными волосами.
Поднятый вверх палец правой руки тоже является традиционным жестом, который часто появляется на картинах да Винчи. Возможно, таким образом художник хотел передать нечто важное. Образ Иоанна изнежен, у него мягкая улыбка и удивительный взгляд, словно проникающий в душу зрителю.
«Святой Иероним» — незаконченное полотно автора
Полотно было заказано церковными властями Флоренции в 1481 году, но да Винчи пришлось отбыть в Милан, поэтому оно не завершено. Состояние, в котором оно дошло до нашего времени, критическое – его собирали практически по кускам, поэтому оно хранится в Пинакотеке Ватикана под тщательным и аккуратным присмотром.
Набросок показывает Святого Иеронима, поза которого указывает на то, что мужчина кается. Рядом отдыхает лев – вечный спутник Иеронима.
Картина под названием — «Тайная вечеря»
Роспись заказали герцог Лодовико Сфорца и его супруга Беатриче д’Эсте в 1495 году. Картина, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками, была окончена в 1498 году. Фамильный герб Сфорца можно разглядеть на люнетах, образованных потолком с тремя арками. Сегодня работа хранится в монастыре Милана.
«Благовещение» — ангельское произведение художника
Леонардо да Винчи написал данное полотно в 1475 году. Сюжетом была выбрана часть Евангелия, повествующая про возвещение о будущем рождении Спасителя.
Крылатый архангел Гавриил стоит на коленях, держа в левой руке белую лилию, олицетворяющую непорочность. Правой рукой он благословляет Марию. Около девушки стоит мраморная подставка, украшенная рельефом, на которой лежит Библия. Произведение выставлено в музее Уффици.
«Благовещение – пейзаж»
Пейзаж «Благовещения», находящийся на заднем плане картины, стоит отдельного внимания. Леонардо да Винчи поместил на него удаляющуюся вдаль реку с виднеющимися мачтами кораблей, резные силуэты деревьев, стены и башни портового города, который окутан бледноватой дымкой вершины горы.
«Музыкант»
Данный портрет был переписан великим итальянским художником почти до неузнаваемости в 1490—1492 гг. Затем он оставил своё произведение незавершенным. Сегодня картина хранится в Пинакотеке Амброзиана, Милан.
В XIX принято было считать, что на полотне изображен герцог Лодовико Сфорцо. Но в XX, во время восстановительных работ, удалось разобрать слова на бумаге, которую держит в руках изображенный парень.
Ими оказались начальные буквы слов Cantum Angelicum, что в переводе звучит как «ангельская песнь». Рядом нарисованы ноты.
Благодаря этому открытию, на произведение стали смотреть иначе, дав ему соответствующее название.
Последняя картина Леонардо да Винчи выставлена в Лувре
Перед Вами на фотографии самая последнее творение Леонардо — «Святая Анна и Мария с младенцем». Живописец трудился над этой картиной 20 лет. В настоящее время она выставлена в Лувре.
Продолжение экспозиции . . .
Эрмитаж: картины Леонардо да Винчи
Лувр: картины Леонардо да Винчи
Галерея Уффици: картины Леонардо да Винчи
Картины Леонардо да Винчи в эпоху Возрождения
Зеркальный Код в картинах да Винчи
Где купить оригиналы картин Великого мастера?
*
Источник: https://rusachka.ru/razlichnoe/kartiny-leonardo-da-vinchi.html
Где можно увидеть работы Микеланджело в Италии
Художник Возрождения Микеланджело Буонарроти создал немало шедевров в течение своей жизни, и большинство из этих работ все еще можно увидеть в Италии, в первую очередь в Риме, Ватикане и Тоскане. Однако и в других районах страны хранятся шедевры гениального художника. Предлагаем вашему вниманию список мест, приезжая в которые, вы точно обнаружите одну из работ Микеланджело.
1. В Риме
Пожалуй, наиболее известные шедевры Микеланджело – это фрески в Сикстинской капелле. Посетите Ватикан, чтобы получить представление о фресках и Пьете в базилике Святого Петра. Другие архитектурные и скульптурные произведения рассредоточены по всем церквям и площадям Рима.
2. Во Флоренции
Одна из самых известных скульптур Микеланджело – Давид – находится здесь, в Галерее Академии. Другие произведения художника во Флоренции включают в себя несколько работ для Медичи, в том числе церковь, скульптуры и картины.
3. В Капрезе-Микеланджело
Художник родился в Тоскане, в небольшом городке Капрезе близ Ареццо.
Путешественники могут посетить этот городок, чтобы получить представление о скромном детстве великого художника и увидеть Музей Микеланджело, где есть оригинальные копии созданных им скульптур, а также произведения, на создание которых вдохновили работы мастера. Более точную информацию можно узнать на официальном сайте Капрезе-Микеланджело.
4. В Карраре
Микеланджело использовал чистый, белый мрамор из карьеров Каррары, чтобы вырезать свои самые знаменитые скульптуры. Посещение Каррары – города и провинции на северо-западе Тосканы – позволит путешественникам увидеть мраморные карьеры и инструменты, которые использовал Микеланджело, чтобы превратить куски породы в художественные сокровища.
5. В Сиене
Еще один город в Тоскане, в котором можно увидеть произведения Микеланджело, – Сиена. Небольшие произведения мастера можно найти в Дуомо в Сиене. В Соборе находятся четыре статуи Микеланджело, в том числе ранняя статуя Святого Павла, чье сходство с художником легко заметить невооруженным глазом.
6. В Милане
Хотя Милан более известен тем, что здесь хранится одно из самых известных произведений Леонардо да Винчи – Тайная вечеря, – этот город также является домом для последней скульптуры Микеланджело. Ронданини Пьета – неоконченная мраморная скульптура Марии, держащей за руку умирающего Иисуса, – находится в Замке Сфорца.
Где круглый год царит весна, хочется творить, любить и искать вдохновения? В благоухающей лимонами, розами и морским бризом Флоренции – на родине фортепиано, оперного театра и эпохи Возрождения.
Удивительная атмосфера этого города всегда притягивала сюда неординарных личностей, которые прославились на весь мир: здесь творил Боттичелли, здесь родились великий архитектор Брунеллески – один из родоначальников ренессанса в архитектуре, изобретатель ртутного барометра и небезызвестный мореплаватель Америго Веспучи.
Источник: http://omniworld.ru/italiya/gde_mozhno_uvidet_raboty_mikelandzhelo_v_italii
Милан: по следам Леонардо да Винчи |
К счастью, жизнь распорядилась так, что он создавал здесь совсем другие вещи. А ещё от него остались чертежи никогда не реализованных проектов, например, тибуриума (башни) миланского собора и системы шлюзов миланских каналов. Некоторые произведения Леонардо, включая «Мадонну в гроте» и «Даму с горностаем» были завершены именно здесь, но затем проданы и покинули город.
Фрагмент рельефа на пьедестале памятника Леонардо Да Винчи на Пьяцца делла Скала / Shutterstock.com
Но многие произведения остались в Милане навсегда, и сегодня полюбоваться ими приезжают со всех концов мира.
Это и «Тайная вечеря» в трапезной церкви Санта-Мария делле Грацие, и «Портрет музыканта», и «Атлантический кодекс», хранящиеся в Амброзианской библиотеке, и залы замка Сфорца, предназначенные для свадьбы Джан Галеаццо Сфорца и Изабеллы Арагонской, и гигантский бронзовый конь напротив ипподрома, которого за шестнадцать лет Леонардо не успел закончить, достроенный лишь спустя пять веков американским филантропом.
Этот маршрут поможет Вам ознакомиться с местами, связанными с художественной, инженерной и культурной деятельностью Леонардо за те 20 лет, что он провел в Милане.
Он начинается от трапезной церкви Санта-Мария-делле-Грацие на корсо Маджента, в которой сохранился шедевр мастера – фреска «Тайная вечеря». Затем мы проследуем в дом Ателлани, чтобы зайти в «огороды Леонардо».
Образ художника и ученого постепенно раскрывается по мере того, как мы проходим от замка Сфорца к центру. Проходя вдоль наружных стен замка, мы попадаем в Пинакотеку Брера, а затем – в Амброзианскую картинную галерею.
Последним этапом станет Научно-технологический музей Леонардо да Винчи на виа Сан-Витторе, где можно лучше всего прочувствовать его гениальность и намного опередившую время интуицию, позволившие создать инженерно-архитектурный шедевр – Навильо Гранде (Большой канал).
Памятник Леонардо да Винчи на Пьяцца делла Скала
Памятник Леонардо да Винчи/ Shutterstock.com
Памятник Леонардо да Винчи установлен на площади перед знаменитым театром «Ла Скала». Он представляет торжественный и строгий образ ученого с четырьмя учениками. Сама статуя выполнена из белого каррарского мрамора, для постамента использовался бавенский гранит.
Трапезная церкви Санта-Мария-делле-Грацие (фреска «тайная вечеря»)
Трапезная монастыря Санта-Мариа-делле-Грацие хранит один из главных шедевров итальянского искусства, фреску «Тайная вечеря» работы Леонардо да Винчи.
Фреска совсем не случайно размещена там, где монахи собирались на трапезу: не стоит забывать, что трапезная находится в нескольких шагах от церкви, где они слушали Священные писания и получали причастие.
Таким образом, присутствие этого произведения в месте, где ежедневно обедали и ужинали монахи, должно было служить постоянным напоминанием им о том, что жизнь религиозного сообщества является продолжением жизни Христа и апостолов.
Санта-Мария-делле-Грацие © Luciano Mortula / Shutterstock.com
«Тайная вечеря» была заказана Леонардо Лодовиком Сфорца, тогдашним миланским герцогом, в рамках проекта украшения монастыря и церкви Санта-Мариа-делле-Грацие. Лодовико Сфорца этот проект был особенно дорог, так как именно в этой церкви он желал устроить свою усыпальницу.
«Тайная вечеря» © Wikimedia Commons
«Тайная вечеря» Леонардо стала прекрасным примером новой техники изображения перспективы, возникшей во флорентийском искусстве. Леонардо «открыл» заднюю стену трапезной, создав иллюзию того, что это просторное помещение с кессонными потолками.
Палаццо делле Стеллине
Палаццо делле Стеллине расположен недалеко от церкви Санта-Мариа-делле-Грацие, одной из самых известных и высоко ценимых миланских достопримечательностей. В этом дворце особый интерес представляют каменные парадные лестницы и, самое главное, — красивый внутренний двор, в котором царит умиротворенность и ощущение почти полной изоляции от внешнего мира.
Внутренний двор Палаццо-делле-Стеллине © Institut français Milano / Flickr.com
Это старинное здание получило свое название по имени старинного женского бенедиктинского монастыря Санта-Мариа-делла-Стелла (монахинь называли «стеллине», т. е.
«звездочки»), который на протяжении нескольких веков несколько раз преобразовывался и в середине XVIII века стал сиротским приютом, благодаря милосердию миланцев, которые не желали бросать детей на произвол судьбы. Обязательно загляните в большой парк, площадь которого 5 тыс.
квадратных метров, разбитый на месте так называемых «огородов Леонардо». По легенде, Лодовико Моро подарил Леонардо виноградник за его заслуги перед герцогством.
Замок Сфорца
Оборонительная крепость, резиденция, казарма, музей: многочисленными были трансформации замка Сфорца, одной из самых впечатляющих и популярных достопримечательностей Милана.
Замок Сфорца © Nattee Chalermtiragool / Shutterstock.com
Внутри замка стоит обратить внимание на зал Ассе, который находится на втором этаже северо-восточной башни замка. Растительный орнамент, украшающий стены (темпера по штукатурке) принадлежит кисти Леонардо. Работа датируется 1498 годом.
Также внутри замка находится фонд, который издаёт журнал, посвящённый Леонардо да Винчи «Raccolta Vinciana».
Амброзианская пинакотека
В этой пинакотеке (галерее) хранится самая обширная, самая удивительная коллекция записок Леонардо да Винчи, «Атлантический кодекс», который выставляется на тематических выставках, сменяющих друг друга каждые 3 месяца в Амброзианской пинакотеке и в церкви Санта-Мариа-делле-Грацие на корсо Маджента).
По случаю первой из этих выставок, в Амброзианской пинакотеке, были открыты для посещения «зал Леонардо» с прекрасной фреской «Терновый венец» Бернардино Луини и новой экспозицией «Портрета музыканта» Леонардо; великолепный «Зал Федерико», где изначально размещалась Амброзианская библиотека; и перистиль XVII века, в котором представлены другие работы мастера, например, узлы Леонардо и его портрет, сделанный одним из его учеников. Ранее ни один из этих трех залов не был доступен для посещения.
В пинакотеке представлена копия «Тайной вечери» авторства Веспино, художника ломбардской школы, работавшего в Милане в первой половине XVII века, из коллекции, принесенной в дар городу кардиналом Федерико Борромео. В пинакотеке хранится ещё одна копия картины Леонардо «Мадонна в скалах», сделанная Веспино. Оригинал находится в Лондоне.
Национальный научно-технологический музей Леонардо да Винчи
Национальный научно-технологический музей им. Леонардо да Винчи находится в здании бывшего монастыря оливетанцев постройки XVI века и, занимая площадь в 40 тысяч кв. метров, является крупнейшим научно-технологическим музеем Италии.
Внутренний двор в монастыре Сан-Витторе-аль-Корпо, где находится музей © drivingexpo2015.com
Коллекция моделей по проектам Леонардо приурочена к 500-летию со дня рождения этого великого гения. Представленные модели были изготовлены на основе рукописей Леонардо с проектами новых машин, замерами и проектами усовершенствования уже существующих объектов, а также исследованиями природы.
Рядом с Галереей Леонардо, в которой экспозиция моделей дополняется серией рисунков, связанных с его многочисленными областями интересов, расположена лаборатория, в которой находятся интерактивные модели, позволяющие понять принцип действия изобретений и поэкспериментировать с художественными методами эпохи Возрождения.
Конка делл’Инкороната
Шлюз называется в честь одноимённой церкви XIV века в глубине корсо Гарибальди. Это то немногое, что осталось от частично засыпанного канала Мартезана. Шлюз был построен в 1496 году, а консультировал строителей Леонардо да Винчи. Сейчас от канала осталось совсем немного, а его деревянные створки до сих пор находятся на своём историческом месте.
«Створки да Винчи» © manoxmano.it
Из называют «створками да Винчи», так как они идентичны изображённым в его «Атлантическом кодексе», выставленном в Амброзианской библиотеке.
Конь Леонардо да Винчи
Большая бронзовая статуя коня, созданная по рисункам Леонардо, находится перед входом в парк Миланского ипподрома.
Памятник на фоне архитектуры ипподрома в стиле Либерти был установлен здесь в 1999 году на постаменте из мрамора и гранита, возносящем статую ввысь. Памятник примечателен тем, что Леонардо намеревался создать самую большую конную статую в мире.
Это была трудная задача, при решении которой он желал объединить художественное мастерство и вдохновенье с возможностями техники того периода.
Конь Леонардо при входе на ипподром © VisitaMilano / Flickr.com © VisitaMilano / Flickr.
com
Идея создания памятника в честь подвигов Франческо Сфорца возникла у Галеаццо Мариа Сфорца, который хотел создать конную статую в натуральную величину для замка Сфорца или другого значимого места города.
Были приглашены различные мастера, однако реализация проекта так и не началась. Позднее к этой идее вернулся его брат, Лодовико, в первые годы своего правления в Милане.
Однако Леонардо не отступил и попытался возобновить работу, но надежда на завершение произведения окончательно угасла в 1499 году со свержением Моро. Леонардо уехал из Милана, а модель коня была разрушена французскими солдатами, которые выбрали ее в качестве мишени для стрельбы из арбалетов.
Королевская библиотека в Турине. Штудии Леонардо да Винчи © blog.turismotorino.org
Источник: https://latuaitalia.ru/art/milan-po-sledam-leonardo-da-vinchi/
Художественная галерея Ватикана: главные шедевры пинакотеки
Последние изменения: Сентябрь 20, 2018
Попадая в объятия одного из самых знаменитых музеев мира невольно начинаешь терять голову от той красоты, которая находится за его стенами. Художественная галерея Ватикана изобилует произведениями искусства, бережно хранимыми работниками музея на протяжении многих десятилетий.
Пинакотека Ватикана, история которой начинается с небольшого собрания папы Пия VI (1775-1799 гг.), на сегодняшний день содержит порядка полутысячи художественных произведений религиозной тематики XII—XIX веков, экспонируемых в хронологическом порядке в 18 залах.
В данной статье мы расскажем о самых известных полотнах галереи, которые обязательно стоит увидеть.
Искусство средневековья и раннего Возрождения
В первых шести залах художественной галереи Ватикана представлены работы средневековых художников сиенской, умбрийской, флорентийской школ, а также некоторые произведения периода раннего Ренессанса.
Среди наиболее известных — «Страшный суд» Никколо и Джованни (середина XII в.
), триптих «Стефанески», работы Джотто, произведения Джентиле да Фабриано — Полиптих «Кваратези» и «Благовещение», а также произведения Пьетро Лоренцетти, Филиппо Липпи, Джованни ди Паоло, Беато Анжелико и др.
Джотто. Триптих «Стефанески»
Особого внимания заслуживают фрески Мелоццо да Форли «Ангелы-музыканты», написанные для свода абсиды базилики Святых 12 Апостолов в Риме во второй половине XV века. Сохранившиеся фрагменты росписи представлены в зале IV.
Среди наиболее известных работ художников раннего Возрождения, экспонируемых в галерее Ватикана, можно увидеть полотна Эрколе де Роберти, Бартоломео Монтанья, Марко Базаити, а также немецкого живописца Лукаса Кранаха Старшего.
Работы Перуджино и Джованни ди Пьетро
Произведениями известных представителей умбрийской школы — Пьетро Перуджино и его ученика Джованни ди Пьетро — можно полюбоваться в VII зале пинакотеки Ватикана. Здесь представлены следующие полотна:
- Алтарь децемвиров. Пьетро Перуджино. Конец XV века
- Святой Бенедикт, Святая Флавия и Святой Плакида (фрагменты полиптиха «Благовещение»). Перуджино. Начало XVI века.
- Воскресение Сан Франческо аль Прато. Перуджино. 1499 г.
Возможно Вас заинтересует:
Пинакотека Ватикана: зал Рафаэля
Одним из самых известных залов художественной галереи Ватикана является зал, где представлены исключительно работы Рафаэля Санти. В центральной части помещения экспонируется три алтарные картины, а по его периметру представлены гобелены, выполненные по рисункам мастера и его учеников.
Общий вид на экспозицию картин в Зале Рафаэля. Художественная галерея Ватикана
Алтарь Одди
В верхней части картины представлены Иисус и Богородица в окружении ангелов, играющих на музыкальных инструментах. В нижней — апостолы, собравшиеся вокруг цветущего саркофага. Пределла состоит из трех сюжетов: «Благовещение», «Поклонение волхвов» и «Введение во храм».
Произведение было написано в 1503 году по заказу Маглалены Одди в качестве заалтарного образа для церкви Сан Франческо а Прати в Перужде. В конце XVIII века была вывезена в Париж, но в начале XIX века вернулась в Италию, а благодаря Папе Пию VII стала частью коллекции Пинакотеки Ватикана.
Популярные экскурсии в Риме:
Все экскурсии в Риме (143)
Мадонна ди Фолиньо
Богородица представлена на картине в одеянии двух традиционных цветов: красном, характеризующий ее как Мать и голубом — как Царицу Небесную. У ее ног на фоне пейзажа изображены парами Святой Иоанн Креститель и Франциск Ассизский слева и Святой Иероним и коленопреклоненный заказчик данного произведения — Сиджизмондо дэ Конти, облаченный в пурпурную мантию, отделанную мехом.
Картина была написана в 1511 году и долгое время украшала главный алтарь базилики Санта Мария ин Аракоэли.
Преображение
Обна из самых ценных картин Пинакотеки Ватикана — последняя работа Рафаэля, написанная в 1520 году по заказу кардинала Джулио Медичи, ставшего в последующем Папой, известного под именем Климент VII.
Сюжет произведения объединил в себе два не связанных между собой эпизода, описанных в Евангелие: Преображение Христа и изгнание апостолами нечистого духа из юноши. В верхней части картины — Иисус, парящий в воздухе, рядом — пророки Моисей и Илия.
У ног Спасителя лежат пораженные ярким светом Петр, Иоанн и Иаков в традиционных одеяниях, символизирующих веру, надежду и любовь. В нижней части картины изображены апостолы, пытающиеся исцелить юношу от вселившегося в него нечистого духа.
Советуем почитать:
Работы Рафаэля в Риме,которые обязательно стоит увидеть
Вера, Милосердие и Надежда
Три небольших картины, олицетворяющие веру, милосердие и надежду, являются нижней частью алтарного образа — пределлы. Они были написаны в 1507 году по заказу представителей знатного перуджинского рода Бальони для фамильной капеллы также, как и главный запрестольный образ «Положение во гроб», который сегодня хранится в галерее Боргезе.
Леонардо да Винчи, Тициан и Караваджо в галерее Ватикана
Работы знаменитых живописцев эпохи Возрождения представлены в нескольких залах художественной галереи Ватикана.
Помимо полотен Леонардо да Винчи, Тициана и Караваджо, в музее можно полюбоваться произведениями Джованни Беллини, Корреджо, Бенвенуто Тизи, Паоло Веронезе, Моретто, Гвидо Рэни, Федерико Бароччи, Джорджо Вазари, Доменикино и многих других. Не менее интересны и работы учеников Рафаэля, представленные в Зале X.
Джованни Беллини «Пьета». Вторая половина XV века
Леонардо да Винчи. «Святой Иероним». 1480 г
Тициан. «Мадонна». 1533-35 гг
Тициан. «Портрет дожа Николо Марчелло»
Веронезе. «Видение Святой Елены». 1580 г
Федерико Бароччи «Благовещение Пресвятой Богородицы»
Джорджо Вазари «Мученичество Святого Стефана»
Караваджо. «Положение во Гроб» 1602-04
Гвидо Рэни. «Распятие Святого Петра»
Гвидо Рени. «Евангелист Матфей и ангел» ок. 1630
Источник: http://39rim.ru/hudozhestvennaya-galereya-vatikana-glavnyie-shedevryi-pinakoteki.html