Папские базилики – главные храмы Рима
Последние изменения: Декабрь 6, 2017
На протяжении столетий Вечный город является хранилищем бесчисленного множества произведений искусства, христианских святынь и реликвий. Именно поэтому сюда приезжают не только туристы со всего мира, но и многие паломники в поисках духовных благ.
Особенно большой наплыв случается в Юбилейные годы, когда верующим даруется папская индульгенция. Для этого требуется посещение определенных церквей – патриархальных базилик, четыре из которых находятся в Риме.
Имея самый высокий ранг в Римско-католической церковной иерархии, они пребывают под прямой юрисдикцией Святого Престола и называются Папские базилики.
Стоит заметить, что еще две базилики, называемые Малыми, находятся в итальянском городе Ассизи провинции Перуджа в Умбрии. Чем же отличаются Папские базилики от множества прочих культовых заведений?
Концепция Великой базилики была изложена папой БонифациемVIII (1235-1303) в папском булле «Antiquorum fida relatio» и обнародована им в 1300г.
Документом устанавливались правила предоставления индульгенций, сообразно которым предписывалось обязательное посещение двух римских базилик, где находились погребения последователей учения Спасителя: Константиновской – Святого Петра и базилики Святого Павла за городскими стенами.
Получение полного Искупления, называемого иначе папской снисходительностью, предоставлялось раскаявшимся на исповеди и прощенным через причастие грешникам, прошедшим через Святые двери.
Их открытие предписывалось совершать понтификами через особый обряд, и только раз в столетие – в год, провозглашенный римско-католической церковью Священным. Именно наличие Святых дверей и Папского алтаря, где только Папа или несколько других священников могли праздновать Евхаристию, отличает Папские базилики от прочих церквей Рима.
В 1350 году папа Климент VI причислил к Великим еще один собор – базилику Святого Иоанна Латеранского, присвоив ей титул «Omnium urbis et orbis ecclesiarum mater et caput», что в переводе с латыни значит «мать и глава всех церквей города и мира». Четвертой Великой римской базиликой в 1390 году стала Санта Мария Маджоре, посвященная Деве Марии.
Базилика Сан Джованни ин Латерано
Basilica di San Giovanni in Laterano
Построенная в IV веке на землях, принадлежавших семье Латерани, базилика Святого Иоанна считается самой главной из всех четырех Папских базилик.
Здесь находится одно из пяти апостольских мест – Святой престол, символически представленный в виде Папского трона, местом являющимся символом силы и ответственности епископа Рима. Посвящение базилики Христу было сделано в 324г.
папой Сильвестром I, который объявил эту церковь Domus Dei, то есть «Домом Бога».
Базилика Святого Петра в Ватикане
Basilica di San Pietro in Vaticano
Величественное здание возведено в период 1506-1626гг на месте церкви, построенной Константином I. По преданию, здесь, в садах Нерона, после распятия был захоронен первый из апостолов Иисуса – Святой Петр.
Эта Папская базилика, являясь центром католицизма и самой большой церковью в мире, используется как торжественное место для проведения больших христианских праздников, свершения обрядов Страстной недели, провозглашение новых понтификов, канонизация Святых и пр.
Базилика Сан Паоло фуори ле Мура
Basilica di San Paolo fuori le Mura
В начале IV века, с окончанием гонений и обнародованием указов императора Константина о терпимости к христианству, в том месте, где христианами почиталась память обезглавленного императором Нероном в 65 году Святого Павла, были произведены раскопки. По приданию, именно здесь, в нескольких километрах от городской стены Аврелиана и была возведена базилика Святого Павла, освященная папой Сильвестром около 324 года.
Базилика Санта Мария Маджоре
Basilica di Santa Maria Maggiore
Расположенная в районе Монти на вершине холма Эсквилин, базилика Санта Мария Маджоре, пожалуй, единственная, которая сохранила раннехристианскую структуру.
Она была возведена при папе Сиксте III (432-440) с посвящением Деве Марии.
Здание базилики является экстерриториальной зоной Святого Престола – это не территория Ватикана, как принято считать, а территория Итальянского государства с привилегией экстерриториальности.
Более подробно эти главные соборы Рима описаны на сайте в статьях, ознакомиться с которыми можно, пройдя по ссылкам, приведенным в тексте.
Напоследок, несколько слов о двух Папских базиликах, находящихся в Ассизи – базилике Сан Франческо и Санта Мария дельи Анджели. Несмотря на то, что там есть Папский алтарь, они имеют статус Малых, так как в них отсутствует Святая дверь. Именно из-за этого базилики не входят в число основополагающих, которые позволяют получить папскую индульгенцию во время проведения Юбилейного года.
Источник: http://39rim.ru/papskie-baziliki-glavnyie-hramyi-rima.html
Церкви Рима: 4 самые красивые Папские базилики, которые непременно стоит увидеть
В католическом мире базиликой называют далеко не каждый храм – такой статус собору присваивает сам Папа римский. Существует даже строгая иерархия – малые базилики, патриархальные, папские, великие и архибазилика.
В столице Италии расположено четыре из шести великих базилик: соборы апостола Петра, апостола Павла, Иоанна Крестителя и Марии, матери Иисуса. Это самые почитаемые у паломников места, т.к.
в них хранятся различные святыни и реликвии.
Базилика Святого Петра (Basilica di San Pietro)
Это один из символов Ватикана: собор фигурирует на многих фотографиях с видами города. Строить его начали еще в начале XVI столетия и возводили почти два века. Над постройкой храма поочередно работали знаменитые архитекторы той эпохи: Рафаэль (составил план), Микеланджело (работал над куполом и внутренним убранством), Бернини (украшал интерьер и построил площадь).
Центральный храм Ватикана носит имя апостола Петра и построен на месте, где, как считается, он похоронен. Кроме названия собора, Петру посвящена знаменитая бронзовая статуя, к ноге которой уже несколько веков благоговейно прикасаются миллионы паломников. В правом нефе храма находится другая известная скульптура – Пьета «Оплакивание Христа» работы Микеланджело.
Архитектурные шедевры – не единственное, чем восхищает базилика. Впечатляют также размеры: ее 130-метровый купол – это самое высокое строение в Риме, т.к. в городе не разрешены постройки выше, чем этот храм.
Помещение собора площадью в три футбольных поля, способно принять шестьдесят тысяч посетителей. На полу зала нарисованы отметки с размерами других известных храмов, по которым можно судить о масштабах сооружения.
Базилика Иоанна Крестителя (San Giovanni al Laterano)
Этот собор – главнейший в иерархии католической церкви, что подчеркивается термином «архибазилика» в его официальном названии. Дворец при храме десять столетий служил резиденцией для пап и аудиторией для вселенских соборов.
История базилики начинается в IV веке, когда было построено первое здание. До наших дней оно не сохранилось – несколько реконструкций и два пожара привели к полному обветшанию постройки, поэтому ее снесли и в XVI веке начали возводить новый собор.
Строительство закончилось лишь в XVIII столетии.
Внешне базилика выглядит как дворец: солидная колоннада в классическом стиле с мощными постаментами, скульптурная группа во главе с Христом на вершине фасада, пять широких дверей, ведущих в просторное внутреннее помещение. Внутри здания – 130-метровый зал с мраморными колоннами и фресками работы Джотто.
Пол храм богато декорирован мозаикой XIV века, а в боковых нишах размещены статуи святых. На самом заметном месте установлено хранилище реликвии – останков апостолов Петра и Павла. Рядом расположены кафедра и алтарь, служить за которыми может только папа римский.
Это и делает базилику главной среди католических церквей.
Базилика Святого Павла (Basilica di San Paolo)
Собор построен на месте, где, судя по преданиям, находится могила казненного апостола Павла.
Первое сооружение в честь мученика появилось еще в IV веке, но в глазах католической церкви это здание было слишком скромным для столь значимой фигуры, поэтому папа римский постановил построить что-то более грандиозное.
Новый храм простоял до начала XIX века, когда был полностью уничтожен пожаром. Отстроенный вскоре после этого собор классического стиля сохранился до наших дней. Его фасад украшен яркой мозаикой с изображением библейских героев, а во дворе установлен памятник Павлу.
Внутреннее пространство базилики представляет собой прямоугольный зал (130*65 м) с триумфальной аркой, которая декорирована мозаикой, уцелевшей от пожара. Вдоль боковых стен проходит колоннада. Над мраморными колоннами – портреты всех пап.
Центральное место в храме занимает алтарь, который облицован полудрагоценными камнями, подаренными императором Николаем Первым.
Рядом с алтарем размещается главная реликвия собора – мощи апостола Павла и девять звеньев цепи, в которой его содержали перед казнью.
Базилика Святой Марии (Basilica di Santa Maria Maggiore)
Любопытный храм, в архитектуре которого смешались барокко и романский стиль. Собор основан еще в IV веке, но затем несколько раз модернизировался и расширялся.
Например, колокольня была построена в XIV веке, а фасад видоизменялся вплоть до XVIII века. Свое название храм получил в честь Марии, матери Иисуса.
По преданию, она во сне явилась епископу и указала место, где должна быть построена церковь.
Планировка внутренней части собора практически не менялась со дня основания, но каждое поколение верующих всячески старалось украсить интерьер. В результате базилика превратилась в один из самых красивых храмов Рима.
Зал богато декорирован яркой мозаикой IV века, полы покрыты мраморными плитами, образующими рисунок орнамента, потолок над алтарем расписан красочными картинами со сценами из Библии.
В палитре внутренней отделки доминирует золотистый цвет – детали интерьера выполнены из драгоценного металла, подаренного испанскими завоевателями Латинской Америки. Главная святыня базилики – фрагменты яслей, в которых, как полагают католики, лежал младенец Христос.
Похожие материалы
Источник: http://rome-with-love.ru/tserkvi-rima-4-samye-krasivye-papskie-baziliki-kot
Папские базилики Рима: главные соборы – Путеводитель Рим ТМ
Папские базилики Рима занимают главенствующее положение во всей иерархии Римско-католической церкви. Максимально высокий статус был передан им по указанию самого понтифика.
Следовательно, базилики находятся под прямой юрисдикцией Святого Престола. Общее их количество – 12 штук, на территории Рима можно найти 4 образца.
Далее представлено краткое описание базилик, а также вся необходимая для путешественников информация: от графика работы до советов по организации посещения.
О первых папских базиликах Рима упоминается в документе, изданном в 1300-м. Именно тогда понтифик Бонифаций VIII представил папский булл, в котором освещался вопрос устройства Великой базилики. Поклонение и молитва в таких местах Рима давали христианам право на индульгенцию.
Согласно прежним порядкам, завершив причастие и исповедь, верующим нужно было преодолеть Святые двери, открывающиеся лишь раз в 100 лет.
Папские базилики Рима: собор св. Петра
Ранее таинство совершалось только в соборе Святого Петра, что на территории Ватикана, и Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.
В середине XIV столетия Латеранская базилика была признана «матерью и главой всех церквей города и мира», что позволило ей перейти в разряд папских базилик Рима. Следом за ней аналогичного признания удалось добиться церкви Санта-Мария-Маджоре.
Папские базилики Рима: Basilica di San Pietro
Огромная площадь папской базилики обеспечила ей звание крупнейшей христианской церкви на планете. В этом соборе Рима происходят ключевые события католичества, требующие участия первых лиц.
Basilica di San Pietro заметно превосходит по площади прочие христианские соборы
В данной папской базилике Рима одновременно могут находиться десятки тысяч верующих, а площадь перед ней вмещает около четырехсот тысяч человек.
Благодаря отметкам на полку базилики можно сопоставить площадь объекта с прочими крупными христианскими соборами. Кроме того, Basilica di San Pietro – высочайшая постройка Рима. Побить рекорд прочим проектам не позволяет законодательство.
Согласно преданию, на месте расположения самой знаменитой папской базилики Рима много веков назад был похоронен Святой Петр.
Ранее здесь была церковь, построенная по инициативе Константина I. В XVI столетии начались работы по возведению огромной базилики Рима, украшением которой занимались гении эпохи Возрождения.
Закажите билет онлайн по Интернету и вы сможете попасть в Собор св. Петра без очереди.
Полезная информация
Где находится: Piazza San Pietro, 00120 Città del Vaticano,
Как работает: апрель-сентябрь с 9 до 19 часов, октябрь-март с 9 до 18 часов.
Путь к объекту:
- метро – станция Ottaviano, Cipro (А);
- трамвай – Risorgimento — San Pietro (№ 19);
- автобус – Risorgimento (№ 590), Viale Vaticano- Musei Vaticani (№ 49).
Папские базилики Рима: что нужно знать о базилике Святого Павла
Грандиозная церковь построена на месте, где, как гласит легенда, был похоронен апостол Павел, казненный по указу Нерона. Работы по ее возведению начались в Риме еще в IV столетии, к концу которого базилика предстала в окончательном варианте. Освещение за это время проводилось дважды.
В стенах объекта находятся мощи «первоверховного» апостола христианства
Пожар, случившийся несколько веков назад, нанес колоссальный ущерб этой базилике Рима.
Огонь разрушил немалую часть конструкций, поэтому в относительно неплохом состоянии обнаружили только мозаику на триумфальной арке и отдельные украшения.
Было принято решение отстроить папскую базилику Рима заново, однако придерживаться решений классического стиля.
Николай I передал собору драгоценности, которые были использованы для украшения алтаря. Из других особенностей проекта стоит выделить наличие галереи, содержащей изображения всех понтификов.
Та самая галерея над колоннадой из мрамора
Неподалеку можно заметить мощи Павла и составляющие цепи, сковавшей его тело перед гибелью.
Полезная информация
Где находится: Piazzale San Paolo, 1.
Как работает: c 7 утра до 18:30.
Путь к объекту:
- метро – Marconi или Garbatella (B);
- трамвай – Basilica San Paolo (№2);
- автобус – Via Ostiense – San Paolo (№ 23, 769).
Папские базилики Рима: Латеранская базилика
Право служения за алтарем здесь даровано лишь понтифику. Данная папская базилика Рима стоит выше всех остальных храмов мира. Наличие Святого престола служит напоминанием об ответственности и силе, дарованной Епископу Рима.
Лишь глава католической церкви может быть допущен для службы за алтарем
Исходное строение появилось в Риме в IV столетии на месте, где находилось поместье семейства Латеранов. Со временем базилика заметно износилась, что потребовало неоднократного проведения работ по реконструкции. Оценив все затраты, ответственными за проект было принято решение о сносе для возведения нового здания.
Очередная папская базилика Рима появилась в XVIII столетии. На данный момент здесь находятся статуи 12 апостолов, рельефы, повествующие о библейских событиях, потрясающая мозаика, созданная в XIV веке, а также фрески средневековых мастеров из Рима.
Впервые базилика появилась здесь в четвертом столетии
Грандиозную ценность представляют останки столешницы, которая, согласно легенде, использовалась во время Тайной вечери.
Полезная информация
Где находится: Piazza di San Giovanni in Laterano, 4.
Как работает: с 7 утра до 18:30.
Путь к объекту:
- метро – станция San Giovanni (А);
- автобус – остановка San Giovanni (№ 116).
Папские базилики Рима: Санта-Мария-Маджоре
Предание гласит, что папа Либерий выбрал место для возведения еще одной базилики в Риме после явления девы Марии во сне, приказавшей построить церковь там, где утром появится снег. По чудесному стечению обстоятельств в начале августа 356-го снег покрыл Эсквилинский холм Рима.
В разные периоды своей истории базилика неоднократно перестраивалась. На данный момент в ней можно встретить решения, характерные для совершенно непохожих друг на друга архитектурных стилей.
Внутри базилики огромное количество украшений в виде мозаик периода раннего христианства, картин и массивных плит из мрамора. Часть элементов воплощена из золота, добытого на другом конце света.
Церковь появилась на карте Рима по указанию девы Марии
Папская базилика Рима Санта-Мария-Маджоре имеет элементы яслей Иисуса, которые были доставлены в Вечный город Святой Еленой. Кроме того, здесь находится прах итальянского архитектора и скульптора Лоренцо Бернини. Его работы – один из факторов, обеспечивающих Риму место в числе красивейших городов планеты.
Множество красочных мозаик – отличительная особенность церкви
Больше информации о базилике – в отдельном материале.
Полезная информация
Где находится: Piazza di S. Maria Maggiore, 42.
Как работает: с 7 до 19 часов.
Путь к объекту: метро — станция Термини (линия А, В).
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
- Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси – KiwiTaxi.
- Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
- City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
- Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
Источник: https://Rometm.ru/papskie-baziliki-rima/
Три великие базилики Рима, христианство – экскурсия в прошлое
Наша экскурсия начнется в одном из самых древних районах Рима – Эсквилине, где сохранились топографические характеристики древнего Рима. Издавна на Эсквилине проживали в основном простые люди, именно здесь возник знаменитый древнейший квартал Субурра. Он и ныне весьма своеобразен и резко отличается от многих античных кварталов Вечного города.
Собор Святой Девы Марии Великой
Случилось так, что однажды, в самый разгар лета, 5 августа 356 года, на одной из трех вершин Эсквилинского холма – на Чиспии – выпал снег. Легенда гласит, что в жаркую августовскую ночь Папе римскому Либерию и одному из знатных людей Рима, некоему патрицию Джованни, во сне явилась Мадонна. Она попросила построить церковь на том месте, где на утро выпадет снег…
Чудо свершилось. Там, где лежал необычный августовский снег, построили базилику. И назвали эту папскую базилику Собором Святой Девы Марии Великой, или Санта Мария Маджоре. Базилика сохранила свои первоначальные размеры на протяжении веков.
Светлая и торжественная, украшенная первым привезенным из Америки золотом и древними мозаиками V – XIII вв., она как чистая голубиная душа Святой Марии – материнская и женская. Все здесь повествует о Великой Матери и о Сыне.
В Конфессии под главным алтарем хранится священная реликвия Собора – Ясли Христа, они состоят из пяти кусочков кормушки, куда был положен после рождения Иисус. Их привезла в Рим Святая Елена, мать императора Константина. Реликвия хранится в дорогой серебряной раке, выполненной по проекту Джузеппе Валадье.
Многие века известные мастера украшали прекрасную Базилику: среди них – Фердинандо Фуга, Якопо Торрити и Джулиано да Сангалло, Доменико Фонтана и Джакомо делла Порта, Микеланжело и Арнольфо ди Камбио. Над оформлением работали мастера Космати, создавшие изумительный мозаичный пол Базилики. Но это еще не все.
Здесь находится капелла Систина, а рядом с ней место, где покоится прах великого скульптора Бернини. Капелла Паолина поразит обилием и великолепием полихромного мрамора (мы узнаем, откуда он) и драгоценностей вокруг ценнейшего оклада одной из самых почитаемых икон Рима – образа Девы Марии, Salus Populi Romani.
Мы не спеша выйдем из Великой Базилики Святой Марии и направимся к другой, не менее важной и значимой, а вернее сказать, самой важной папской Базилике – Святого Иоанна Крестителя в Латеране.
Базилика Святого Иоанна Крестителя в Латеране
Она является Святейшей Патриаршей архибазиликой и Кафедральным собором города Рима. Здесь находится кафедра Епископа Рима (Папы), а также Папского трона. Эта Базилика главнее всех храмов мира.
Об этом мы читаем над входом: “Святейшая церковь в Латерано, всех церквей Рима и мира мать и глава” – Mater et Caput.
Базилика была построена императором Константином Великим во втором десятилетии IV века и была посвящена Христу Спасителю за полученную благодать после победы, одержанной над Максенцием.
История застройки этого района тесно переплетается с судьбами его обитателей. Мы узнаем, что находилось на месте, где сооружена Базилика, почему Константин выбрал именно это место для ее постройки и как развивался и изменялся в веках весь комплекс в Латеране.
Фасад современного собора выполнен по проекту знаменитого флорентийского архитектора Алессандро Галилеи. Нынешний облик базилика приобрела после коренной реставрации под руководством одного из выдающихся мастеров эпохи барокко – Франческо Кастелли Борромини. Входные двери Базилики украшают бронзовые створки Курии Остилия аль Форо, привезенные с Римского Форума.
Была сохранена античная форма храма и прекрасный потолок центрального нефа. В центральном нефе помещены статуи двенадцати апостолов, а над ними рельефно изображены эпизоды из Ветхого и Нового завета.
Над папским алтарем, в ажурном псевдоготическом табернакле находятся главные реликвии: в форме серебряных бюстов хранятся головы Святых апостолов Петра и Павла.
Необычайным интересом пользуется Исповедальня. Кто погребен здесь и почему посетители продолжают возлагать денежные пожертвования на гробницу?Об этом отдельный рассказ.
В трансепте мы увидим прекрасный образец эпохи маньеризма – фрески в виде гобеленов, рассказывающие истории из жизни Константина. Над ними работали выдающиеся мастера Орацио Джентилески, Джузеппе Чезаре, Чезаре Неббья и др.
В южной части трансепта находится прекрасный алтарь с барочным киворием, под которым расположен реликварий.
В нем хранится одна из величайших святынь христианства – Священная трапеза, кусочки Столешницы, за которой, как считается, Иисус совершил Тайную Вечерю вместе с учениками.
В апсиде – папский трон, а над ним замечательная мозаика. Необычайной красоты пол работы Космати завершает неповторимость собора.
Кроме Базилики, была построена Крестильня (Баптистерий, важная часть комплекса, ведь в Риме того времени свободно исповедовались разные религии) и епископский Дворец. Мы посетим древний Баптистерий и увидим прекрасные декоративные мозаики.
Мы обязательно посетим Святую лестницу и папскую капеллу. Она реализована архитектором Доменико Фонтана по велению папы Сикста V и включает в себя Скала Санта – собственно памятную античную лестницу, по которой прошел Иисус на суд к Понтию Пилату, прокуратору Иудеи.
Ступеньки лестницы окроплены кровью Христа и по сему верующие поднимаются по ним только на коленях.
Все 28 мраморных ступеней покрыты ореховыми досками XVI века, а на вершине Скала Санта за оградой открывается античная Папская капелла – наиболее почитаемое место в Риме – Санкта Санкторум (Святая Святых, как в храме Соломона в Иерусалиме).
На архитраве, поддерживаемом четырьмя порфировыми колоннами, написано: “Нет места более святого, чем это”. Вдоль противоположной стены Sancta Sanctorum, находится Нерукотворная Икона Христа Спасителя. Об этой иконе – отдельный рассказ.
Базилика Святого Креста Иерусалимского
Несколько сот метров отделяют нас от третьего прекрасного храма – Базилики Святого Креста Иерусалимского.
Благодаря Святой Елене, матери императора Константина, Рим стал богатейшим в мире хранилищем христианских святынь, именно для них и был построен этот собор.
Первоначально базиликой служила лишь часть императорского дома матери Константина – Елены. Она привезла из Иерусалима часть Животворящего креста, с табличкой на нем и землю с Голгофы. В Соборе хранятся:
- часть Креста Господнего, а также часть креста Благоразумного разбойника.Он исповедал Господа на кресте. Он первым из людей вошел вслед за Ним в рай, а его молитва к Распятому: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Своем» стала одним из красивейших песнопений православного Великого поста и любимой молитвой христиан.
- титло (табличка), на которой Понтий Пилат распорядился написать “Иисус Назарянин Царь Иудейский”
- перст апостола Фомы,
- один из гвоздей Креста Господня,
- два шипа от Тернового Венца,
- священные камни из Вифлеемской пещеры, из Святого Гроба, от Колонны Бичевания.
Отдельный вход ведет в священное место – капеллу Святой Елены, где сохраняется земля с Голгофы.
Мы закончим эту насыщенную экскурсию на одном из красивейших бульваров Вечного города. В вашей памяти останется навсегда светлый образ христианского Рима, а в вашей душе – мир и покой.
Источник: http://www.rivitalia.com/content/tri-velikie-baziliki-rima-khristianstvo-ek
Церкви Рима — 15 выдающихся святынь
Рим действительно чудовищно стар. Древние катакомбы, античные храмы, гроты, сети узеньких улочек, неприметные здания богатейших церквей – всё это создаёт непередаваемую атмосферу. А религиозный мир Рима – отдельная вселенная со своими законами и традициями. Церкви Рима так многообразны и пестры, что поневоле начинаешь сомневаться, какую из них необходимо увидеть в первую очередь.
Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 31 марта:
- AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
- AFT1500guruturizma – промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб
До 25 марта tours.guruturizma.ru дарит промокоды до 2 000 ₽ при покупке тура на майские праздники. Промокоды действительны на все страны, кроме России. Дата вылета – 27 апреля по 10 мая. Минимальная сумма тура – 40 000 рублей
- LT-OVERSEAS-500 – 500 ₽ на 1 взрослого
- LT-OVERSEAS-1000 – 1000 ₽ на 2 взрослых
- LT-OVERSEAS-1500 – 1500 ₽ на 3 взрослых
- LT-OVERSEAS-2000 – 2000 ₽ на 4 взрослых
Базилика Святого Петра
Современный собор Святого Петра является знаковой достопримечательностью Рима. Если и ведут куда-то все дороги, то именно к этому монументальному зданию, являющемуся настоящим воплощением истории в камне.
Тысячи людей в разные времена работали над его оформлением, проводили реконструкционные работы.
Эта цифра не является преувеличением – история этого места началась ещё в четвёртом веке, когда над могилой Святого Петра начали возводить небольшую и довольно скромно оформленную базилику.
К началу шестнадцатого века по некой не вполне очевидной причине Папа инициировал перестройку базилики.
Вскоре появился теперь уже собор Святого Петра – грандиозное сооружение, которое символизирует власть понтифика и является земным оплотом католического мира. Собор открыт для посещения с 7:00 до 19:00. Вход свободный.
Дополнительно заплатить придётся за возможность подняться на купол Микеланджело – минимальная стоимость билета составляет 6 EUR.
Колизей, Римский форум, Палатинский холм с одним билетом
Вход ко времени в собор Святого Петра с аудиогидом
Быстрый вход в музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу
Галерея Боргезе: зарезервированный входной билет
Без очереди: музеи, Сикстинская капелла, собор Святого Петра
Рим: обзорная экскурсия на автобусе hop-on hop-off
Билет на автобус по Риму: на 24, 48 или 72 часа
Собор Святого Петра с подъемом на купол и посещением крипты
Сан-Джованни ин Латеранно
Латеранская базилика находится на самой высокой ступени среди всех религиозных сооружений Рима, превосходя по статусу такие древние и бесспорно почитаемые памятники, как собор Святого Петра. В архибазилике находится трон понтифика.
Некогда именно на этом месте располагалась первая христианская церковь Рима.
Позже – уже к девятому веку – на Латеранском холме появился собор Святого Иоанна Крестителя, который ещё некоторое время сохранял за собой статус единственного папского храма.
Настоящий рассвет наступил для Латеранской базилики, когда за её реконструкцию взялся Борромини, придавший архибазилике яркие барочные черты. Тогда же из самого Римского форума были перевезены огромные бронзовые двери для установки у главного портала.
Базилика Сан-Джованни поражает богатством фресковой живописи и мозаиками, выполненными в классическом византийском стиле.
Резные потолки, украшенные лепниной колонны, скульптуры апостолов, древние религиозные артефакты из серебра и драгоценных камней – базилика оправдывает надпись над главным входом: «мать всех церквей в Риме и мире».
Церковь Санта-Мария-Маджоре
Базилику Святой Марии невозможно не заметить, так как она является самой крупной церковью католической столицы, о чём ненавязчиво напоминает её название: «маджоре» – большой. Да и перед самым входом стоит пятнадцатиметровая статуя Девы Марии, отлитая из бронзы. Сложно случайно пройти мимо.
Кроме того, несмотря на то, что дата основания церкви отсылает нас в четвёртый век нашей эры, эта церковь является едва ли не единственной в Риме, практически полностью сохранившей свой аутентичный облик.
С её основанием связана легенда о Божьей Матери, которая приказала выстроить храм на том месте, где выпадет снег.
Снег выпал, и церковь начали называть церковью «Божьей Матери в снегах», вот только происходило это действо в августе. Поразительной искусности мозаика тринадцатого века посвящена этому сюжету.
Богатейшая роспись потолков, средневековые мозаики и великолепные образцы мозаичного искусства, сохранившиеся ещё со времён возведения церкви, повествуют о жизни Христа, передают ветхозаветные сюжеты.
Церковь состоит из трёх капелл, самой известной из которых является Сикстинская, так что и поклонники культурных святынь, и желающие прикоснуться к святым мощам, гарантированно будут удовлетворены визитом сюда.
Сан-Пьетро-ин-Винколи
Базилика также известна как базилика Святого Петра в веригах, то есть в цепях. Примечательно, что данный артефакт, являющийся важной религиозной святыней, хранится в современной базилике.
«Честные вериги» оказались здесь благодаря Евдоксии, византийской царице, которая в своё время преподнесла их в дар понтифику.
Она же заложила в Риме храм, который сегодня мы называем Сан-Пьетро-ин-Винколи.
Базилика входит в список семи наиболее масштабных сооружений такого типа в Риме и на протяжении многих веков является одним из центров паломничества. Её фасад выглядит совершенно непримечательно, впрочем, это неудивительно.
Внешняя скромность отличает большинство построек четвёртого века.
Но большинство туристов приезжает сюда отнюдь не ради священных реликвий, а чтобы своими глазами увидеть потрясающую гробницу Юлия II работы Микеланджело со скульптурной композицией из сорока фигур и несомненно гениальную скульптуру «Моисей» того же мастера.
Санта-Мария-сопра-Минерва
Эта постройка, выполненная из светлого камня, является одним из главных храмов ордена доминиканцев. Она был передана ордену в восьмом веке.
Тогда на месте современной базилики находилась ротонда, названная именем Минервы по названию одноимённого античного храма, который находился неподалёку.
Именно тут в своё время Галилей и граф Калиостро «добровольно» отреклись от своих взглядов. Не узнать Санта-Мария-сопра-Минерва довольно сложно.
Это едва ли не единственный в Риме храм, выполненный в готическом стиле со стрельчатыми арками и небесно-синими сводами, искусно расписанными звёздами.
К сожалению, средневековая готика не дошла до нас в своём чистом виде – в облике базилики всё же прогладываются традиционные для флорентийских мастеров и Рима элементы барокко.
Главной ценностью храма до сих пор является статуя Христа с крестом, которую относят к работам Микеланджело. Она выдержана в духе Античности и демонстрирует момент воскрешения Христа.
Санта Мария дель Пополо
Довольно большое здание, оформленное в серых и голубых тонах, мало кого заставляет задержать на себе взгляд, вот только за такой ничем непримечательной оболочкой скрываются самые настоящие сокровища.
По преданиям некогда на месте базилики находилась могила Нерона, над которой постепенно вырос тополь, быстро облюбованный воронами. Это место и так считалось проклятым, а появление костистого дерева и чёрных птиц сделало картинку ещё менее привлекательной.
Всё изменилось в конце одиннадцатого века, когда Папе приснился сон. Дева Мария повелела уничтожить тополь и создать на его месте храм.
Сначала появилась часовня, а затем и сама базилика. Об интерьере этого места можно говорить часами – многие гении своей эпохи оставили здесь свои шедевры.
Так, в разное время над оформлением капелл работали Джованни Бернини, который придал зданию барочный облик, Рафаэль Санти, украсивший купол масштабной и в плане размаха, и в плане замысла, мозаикой «Сотворение мира», Караваджо, итальянский мастер, подаривший этому месту целых две свои картины, и Пинтуриккьо, хотя работы последнего туристы не смогут увидеть. Капелла, которую он оформлял, сильно пострадала и была реконструирована уже Бернини.
Церковь Сан-Клементе
К востоку от Колизея находится небольшая церковь, вот только под невысокими сводами кроется настоящий кладезь христианских святынь, начиная со времён императора Нерона.
Как ни странно, но в этой базилике можно поклониться даже православным святым, в частности мощам Кирилла, создавшего славянскую азбуку. Гробница Святого Климента – одна из важнейших составляющих базилики – находится на нижнем уровне. Местные мозаики представляют собой интерес.
Говоря современным языком, они напоминают скорее комиксы, к тому же многие надписи выполнены в далёком от высокого стиле.
Это позволяет лингвистам говорить о существовании раннего итальянского языка. Под относительно новыми помещениями периода Средневековья в двадцатом веке были обнаружены руины раннехристианского храма.
Особый интерес представляет храм Митры, который относят к третьему веку. Сейчас от него сохранился грот, в котором под сводчатым потолком стоят скамьи и алтарь из камня.
Но и на этом археологи не остановились – под гротом оказались остатки гражданских помещений, уничтоженных во времена Нерона.
Санта-Мария-ин-Космедин
Церковь имеет лаконичное, строгое оформление, располагается на левом берегу Тибра. Вплоть до четвёртого века на месте церкви находился Бычий форум, а ещё ранее – античный храм, выстроенный в честь Геркулеса.
Первое здание служило гражданским нуждам – оно выступало в качестве пункта раздачи пищи неимущим, но постепенно все благотворительные фонды были сосредоточены в руках Папского престола, сам же комплекс к седьмому веку стал собственностью греческой общины, которая бежала в Рим, когда пала Византия.
Даже в совереном названии церкви чувствуется отголосок тех времён: «kosmidion» – от греческого «прекрасный». Подобная характеристика не была случайной – внутреннее убранство храма и правда поражает.
Полы работы Космати, аутентичный готический алтарь из красного гранита, пасхальный канделябр, сохранившийся с тринадцатого века, фрагменты мозаики Крещения Господня (остальные части хранятся в соборе Святого Петра и в галерее Уффици в солнечной Флоренции) – всё это можно увидеть в капеллах.
Колокольня же – одна из самых высоких в Риме – выполнена крайне ажурно и украшена разноцветной майоликой. Несколько необычным символом церкви являются «Уста истины» – мраморная плита, достигающая почти двух метров в диаметре. Точное применение этого отголоска Античности всё ещё не вполне понятно, но маска Тритона, его украшающая, однозначно вызывает интерес туристов.
Санта-Мария-ин-Трастевере
Как ни странно, но эта базилика – из-за ряда исторических обстоятельств – стала одной из самых популярный базилик среди православного населения.
У её алтаря даже были установлены две православные иконы, но стоит понимать, что история создания самой церкви никоим образом не связана с православием.
Важно понимать, что Санта-Мария-ин-Трастевере считается едва ли не первой базиликой христианского толка, официально разрешённой в Риме. Современное здание было в большинстве своём возведено в двенадцатом веке.
Основным строительным материалом были травертиновые блоки, которые взяли из античных терм. В то время подобная практика была обыденной. Фасад украшен изображением Девы Марии с Иисусом на руках. Фреска относится к тринадцатому столетию. Внутреннее пространство – с высокими потолками, лепниной и позолотой – «окаймляется» мозаиками в стиле косматеско.
Церковь Санта-Сабина
Базилика располагается на холме Авентин и является частью монастырского комплекса ордена доминиканцев. Она была возведена на останках матроны Сабины, почитаемой в Риме.
К десятому веку местные власти по достоинству оценили все преимущества расположения базилики и превратили её в фортификационное сооружение.
Однако и такое положение вещей сохранялось не долго – вскоре здание церкви начало переходить из рук одной знатной римской фамилии в руки другой.
Череда перестроек прервалась только к середине двадцатого века, когда орден доминиканцев пожелал вернуть базилике её аутентичный облик.
Так, она смогла сохранить все характерные черты древнеримского сооружения. Если окажетесь в церкви Санта-Сабина, обязательно зайдите во внутренний дворик, где растёт старинное апельсиновое дерево.
По преданиям это дерево было первым апельсиновым деревом, выращенным в Италии.
Сан-Паоло-фуори-ле-Мура
Данная базилика является одной из четырёх так называемых патриарших базилик Рима. Располагается вне городских стен на месте, где по преданиям был похоронен апостол Павел. Впрочем, недавно саркофаг упомянутого апостола действительно был найден. Первый вариант базилики показался Феодосию I недостаточно величественным для столь значимого для всего религиозного мира места.
Началось масштабное строительство, которое и положило начало возведению современной церкви. Здание, которое можно наблюдать сегодня, имеет классический вид.
Фасад оформлен довольно строго и украшен фигурой Христа, по обе руки от которого стоят апостолы: Пётр и Павел. В оформлении встречаются отголоски византийского стиля, а также архитектуры готики и барокко.
Предметом особой гордости базилики является старинный орган, последняя реконструкция которого происходила в двадцатом веке.
Сант-Андреа-аль-Квиринале
Эта церковь – ещё один выдающийся проект авторства Бернини, созданный по заказу ордена иезуитов на Квиринальском холме.
Ордену было необходимо помещение для новициата, то есть периода послушничества, институт которого был введён в шестнадцатом веке. Некогда на месте Сант-Андреа-аль-Квиринале находилась старая церковь, чьё здание слишком обветшало.
Остался один фундамент – мощный фундамент, на котором десяток лет возводилась новая барочная базилика.
Сам Бернини считал её одним из лучших своих творений и мог часами сидеть внутри, наслаждаясь осознанием того, что это произведение архитектурной мысли принадлежит его авторству.
Внутреннее пространство церкви очень контрастно – тёмные боковые панели выгодно оттеняют прекрасно освещённую центральную часть помещения.
Доминантой интерьера выступает полотно «Мученичество святого Андрея» Гийома Куртуа.
Церковь Святой Пракседы
Этот памятник архитектуры девятого века не слишком выделяется на общем фоне римских улиц. Практически голый фасад сильно контрастирует с великолепием и роскошью декорирования внутренних помещений.
Именно здесь располагается титулярная церковь, которая известна в большинстве своём красотой старинных фресок и наличием большого количества останков святых и великомучеников.
Она названа в честь Святой Пракседы и располагается на месте прежнего баптистерия, посвящённого этой же святой.
Жизнь этой женщины дошла до нас в пересказах и легендах, но прославилась она в основном благодаря тому, что хоронила по канонам христианского обряда мучеников, замурованных в римских катакомбах. Сегодня в крипте находится свыше двух тысяч останков святых. Их имена выгравированы на мраморных плитах.
Сан-Лоренцо-фуори-Мура
Эта необычная с архитектурной и исторической точек зрения церковь находится вне городских стен, так как ранее христианские церкви воздвигались на местах захоронения мучеников, которые – как того требуют каноны – отдавали жизни за веру. А хоронили их по старым римским обычаям вне городских стен. Конструкция церкви является более чем оригинальной: по сути, это ряд самостоятельных церквей, которые просто были соединены.
Вплоть до Второй мировой войны в её облике отчётливо читались церковь Папы Пегалия и церковь Папы Гонория, но один вражеский снаряд уничтожил этот поразительный симбиоз.
Большинство ценных фресок погибло, сохранились лишь мраморные фрески и несколько раннехристианских саркофагов. Также фактически не пострадала старая часть церкви, датируемая шестым веком.
Прочие помещения пришлось реконструировать.
Церковь Санта Констанца
Первые варианты храма относятся к третьему столетию нашей эры. Его возведение связывают с именем Константина Великого, который решил построить мавзолей для своих дочерей.
Строительство было начато незамедлительно, и совсем скоро у Номентарской дороги выросло аккуратное светлое здание с орнаментами, мозаиками с изображениями Иисуса Христа и тонкой росписью купола.
Правда, постепенно мавзолей начал превращаться в базилику: сначала появилась купель для проведения обряда крещения, а затем и прочие атрибуты церкви. Такой мы видим её и сегодня.
В Риме GuruTurizma рекомендует следующие отели:
Источник: https://GuruTurizma.ru/cerkvi-rima-15-vydayushhixsya-svyatyn/
Возвращение в Рим – часть 8. Латеранский собор (начало)
?sibeaster (sibeaster) wrote,
2017-12-15 07:00:00sibeaster
sibeaster
2017-12-15 07:00:00Categories:
- история
- религия
- путешествия
Спросите первого встречного: как называется кафедральный собор Рима.
Большинство, думаю, не задумываясь, назовет собор святого Петра – уж давно папский Рим ассоциируется с Ватиканом и собором, построенным над гробницей святого Петра. И это будет как раз тот случай, когда большинство будет неправо: издавна кафедральным собором Рима была Латеранская базилика.
Со средних веков и вплоть до объединения Италии папы короновались тиарой именно в Латеране. Да и поныне каждого входящего в Латеран поражает спокойная и величественная надпись:
“Священная Латеранская церковь – мать и глава церквей каждого города и (всего) мира”.
Пересказать историю храма с полуторатысячелетней историей – задача невозможная в рамках ЖЖ, мы же тут не монографии пишем и читаем. А потому буду краток по возможности. Собор стоит на месте садов, некогда принадлежавших семейству Латеранов.
Нерон конфисковал сады, Марк Аврелий построил здесь дворец, Септимий Север – казарму, потом земли вновь отошли Латеранам, затем вновь оказались во владении императора Максимиана.
В 307 году Константин женился на Фаусте, дочери Максимимана и сестре еще одного императора Максенция (о печальном конце всех троих я некогда писал), и получил за ней землю в приданое. После внезапного уверования Константин подарил Латеран Римской церкви (папой тогда был Мильтиад), а к 324 году здесь уже была устроена кафедральная базилика, которую папа Сильвестр посвятил Спасителю.
От первой базилики сохранилось очень мало археологических свидетельств, но зато много письменных.
Известно, что это была пятинефная базилика с перголой (что-то вроде кивория) над алтарем, конфессией (паломнической часовней под алтарем – очень частая вещь в Риме), небольшим трансептом и семью пристроенным ораториями.
Liber Pontificalis (летопись римских пап) подробно рассказывает, кто из пап что пристраивал или перестраивал в соборе.
Именно в Латеране в 897 году произошел знаменитый Трупный синод – суд над облаченным в папские ризы трупом Формоза; покойного папу обвинили в незаконном занятии кафедры, низложили, сорвали одежды, отрубили пальцы и бросили тело в Тибр. В том же году Латеранская базилика была разрушена землетрясением, что хронисты однозначно связывают с произошедшим здесь жутким судилищем.
Вторая базилика была освящена Сергием III – очень неоднозначным, мягко говоря, папой времен порнократии. Он же освятил собор в честь Спасителя и святого Иоанна Крестителя.
Двумя столетиями позже папа Луций II добавил к названию собора посвящение еще и апостолу Иоанну Богослову.
Именно эту, вторую, Латеранскую базилику поддерживал в папском сне святой Франциск Ассизский (мы видели эту сцену неоднократно); правда, по доминиканской версии храму не дал упасть св. Доминик.
В 1292 году при папе Николае IV апсиду собора украсила частично сохранившаяся мозаика работы фра Джакомо да Туррита и Джакомо да Камерино. В конце XIII века стены собора были расписаны Джотто (от его работ осталась одна-единственная фреска).
В 1300 году Латеран стал центром первого в истории Юбилейного года, провозглашенного Бонифацием VIII (те, кто внимательно читал предыдущий пост, без труда вспомнят, куда Данте поместил этого славного понтифика.
Через два года после смерти Бонифация VIII папство уехало в Авиньон, и оставшийся без присмотра комплекс собора и Патриархии (папской резиденции) сгорел 6 мая 1308 года.
Третью Латеранскую базилику папы строили издалека, находясь в Авиньоне.
К былому пяфтинефному собору был пристроен квадропортик (сейчас такой можно видеть перед базиликой святого Павла “за стенами”), расписанный великолепными фресками. Правда, в 1349 году храм был поврежден землетрясением, в 1360 – пожаром, так что от квадропортика остались лишь письменные воспоминания.
Зато на средства французского короля Карла V Мудрого, все еще державшего пап в Авиньоне, был сооружен грандиозный (и сохранившийся до наших дней) киворий над папским алтарем.
Вернувшиеся в 1377 году Рим папы предпочли жить в укрепленном и находившемся на отшибе Ватикане, так что конец Авиньонского пленения не поспособствовал возрождению былого величия Латерана. Во время Великой западной схизмы базилика была серьезно повреждена, так что первому после схизмы папе Мартину V пришлось вновь восстанавливать одряхлевший кафедральный собор. В частности, фрески в Латеране были написаны Джентиле да Фабриано. Наконец при папе Сиксте V был устроен второй (южный) фасад с лоджией благословений.
Нынешняя Латеранская базилика – четвертая по счету. Ее начал строить при папе Иннокентии X прославленный Борромини.
Собственно именем архитектора можно и ограничиться: Борромини построил совершенно новый барочный собор “по мотивам” старого, так что любителям барокко нынешний Латеран очень нравится, ну а все остальные скрежещут зубами, обвиняя Борромини в “порче” исторического наследия.
Как бы то ни было, иного Латерана у меня для вас нет, и мы будем смотреть именно эту барочную постройку, пытаясь вычленить в ней следы прежних веков. Строительство Латеранского собора растянулось до 1735 года, когда при Клименте XII был завершен главный западный фасад.
Боюсь, что имена понтификов мало что говорят неискушенному читателю, а потому намекну лишь, что при Иннокентии X приобрела нынешний вид пьяцца Навона, а при Клименте XII был сооружен фонтан Треви. Так что степень “барочности” Латерана можно уже представить.
Я же обещал краткий рассказ? По-моему, рассказать еще короче было бы невозможно)))Ну а теперь начнем.
Известный всем южный боковой фасад с лоджией благословения:
В дореформенном римском обряде количество публичных папских благословений было четко регламентировано. В частности в Великий четверг папа служил мессу in coena Domini в Латеранском соборе, после чего благословлял народ. Вот для этого благословения Доменико Фонтана при Сиксте V и соорудил этот фасад с лоджией. Сикст V за свои пять лет вообще много чего изменил в Риме, в частности именно при нем главные базилики Рима были соединены прямыми широкими улицами. Вот нынешняя виа Мерулана, стартующая от фасада Санта-Мария-Маджоре и “утыкающаяся” в наш южный фасад Латерана, и есть одна из тех широких улиц Сикста V. На площади есть еще египетский обелиск, но у меня все как-то не получается его нормально сфотографировать, вечно солнце в объектив попадает.Главный западный фасад базилики построен только в 1735 году архитектором Алессандро Галилеи при Клименте XII. Фамилия этого архитектора сейчас не на слуху, а меж тем он выиграл конкурс у таких гигантов, как Ванвителли, Фуга и Сальви (автор фонтана Треви).Сейчас это слабо ощущается, но собор стоит на холме (на это намекает лестница), плюс перед ним находится просторная площадь, так что латеранский фасад виден издалека, и его по незнанию часто путают с фасадом св. Петра. Но собор св. Петра находится на отшибе, так что его как раз далеко не отовсюду видеть можно)))
Фасад, хоть и выполнен в XVIII веке, но прекрасно гармонирует с базиликой. В частности, фасад показывает, что базилика – пятинефная! Изнутри, находясь в соборе, пять нефов трудно почувствовать, так как при перестройке XVII века Борромини “закатал” колонны, отделяющие главный неф от боковых, в пилоны.
На фоне этих мощных пилонов колонны, отделяющие боковые нефы друг от друга, “теряются”. Я очень долго полагал, что Латеранская базилика трехнефная, и самые боковые нефы давно уже порублены на капеллы (сравните с базиликой св.
Павла за стенами, где все нефы отделены колоннами, в результате ощущаешь себя в лесу колонн).
Но, впрочем, я поторопился. Главный неф со статуями апостолов мы поглядим в следующий раз, а пока прольем слезу над надгробиями известных пап. Вообще-то в Латеранском соборе их похоронено было много, но большинство надгробий не сохранились из-за неоднократных перестроек. Итак переходим в ближний правый неф и за одним из пилонов обнаружим монумент в честь папы Сильвестра II (999-1003):
Этот монумент, как следует из надписи, установлен венграми в память о том, именно Сильвестр даровал корону святому Стефану (Иштвану) – основателю Венгерского королевства. Вообще-то отправка короны предводителю варваров была случайным эпизодом в жизни Сильвестра. Герберт д'Орийак (имя папы в миру) был образованнейшим человеком, но учился он у проклятых чурок испанских сарацин, что вызывало у современников подозрения в чернокнижии и колдовстве. К тому же его правление выпало на 1000 год, в который ожидался конец света.Посмертная репутация Сильвестра II была еще хуже. Утверждали, что его кости начинали шевелиться в гробу, а надгробие покрывалось росой при приближении смерти каждого последующего понтифика. Шутки шутками, но при последней реконструкции собора в XVII веке гробницу Сильвестра II вскрыли и обнаружили там нетленное тело в полном облачении, и тело это на глазах пораженных зрителей рассыпалось в прах.
Ну Иннокентия III-то (1198-1216) знают все? Величайший папа средневековья, котором принесли оммаж короли Англии, Португалии и Арагона, опекун малолетнего Фридриха II, организатор Четвертого крестового похода (тогда крестоносцы вместо Иерусалима взяли Константинополь) и Четвертого Латеранского собора (в котором вместе с папой участвовали четыре латинских восточных патриарха, из которых три на самом деле занимали свои кафедры, – величайший политический успех).
Иннокентий III умер в Перудже и был изначально погребен в тамошнем соборе. Его останки были перенесены в Латеран при Льве XIII.
Александра III (1159-1182), к сожалению, помнят не все, а это был еще один мощный папа. Уже при его избрании против него имперской партией был выдвинут антипапа. В дальнейшем Фридрих Барбаросса выставлял против Александра трех антипап подряд. В ответ папа сколотил против императора Ломбардскую лигу из итальянских городов.
Противостояние империи и папы, Фридриха Барбароссы и Александра III закончилось в 1176 году при Леньяно, где итальянцы разбили императора. В следующем 1177 году Фридрих униженно просил прощения у папы на встрече в Венеции.
По легенде Фридрих был согласен склонить только одно колено – перед святым Петром, но Александр был непреклонен: оба колена – перед Петром и папой. Александр III несколько раз бежал из Рима и возвращался сюда, умер он вне города, а его гроб римляне встречали плевками и камнями.
Тем не менее, Александр III почивает в Латеране, а нынешнее надгробие воздвигнуто вдохновителем последней реконструкции собора Александром VII – он уважал своего великого тезку и предшественника.
Почитайте статью в русской Вики – это я ее писал)))
Еще один славный папа, похороненный в Латеране, – Лев XIII (1878-1903). Хоть весь понтификат Лев XIII и не покидал телом Ватиканского дворца, своим разумом он сделал очень много для выхода Церкви из гетто, в которое она себя сама упорно загоняла, начиная с эпохи Просвещения. Самая известная его энциклика – Rerum novarum, заложившая начало христианской демократии.
Ну и так, по мелочи: примирение Церкви с Третьей республикой и Германской империей (уж про Культуркампф-то все слыхали?). Из, как мне кажется, неприятных казусов стоит упомянуть его буллу Apostolicae Curae, в которой папа начисто отказался признавать апостольское преемство англиканского духовенства (есть удобночитаемый английский текст).
Очень интересный и многосторонний папа)))
Не все обращают внимание на памятник еще одному папе, этот монумент находится в одной из капелл справа от пресвитерия. А меж тем Бонифаций IX (1389-1404) был весьма интересным правителем
Я как-то не смог найти информации, где Бонифаций IX похоронен. Итальянская Вики называет собор св. Петра, в других источниках нет вообще никакой информации. Так что осторожности ради я и называю эту готическую статую лишь памятником, а не надгробием понтифика.
Бонифаций IX был папой времен Великой западной схизмы, из римской линии, разумеется. Он вошел в историю тем, что умудрился за свой недлинный понтификат провести аж два юбилейных года (1390 и 1400).
Я, будучи вольным католиком, весьма скептически отношусь к Юбилейным годам как к средству изъятия денег у простодушных верующих путем наглого и циничного обмана.
И в этом смысле Бонифаций превзошел в наглости и цинизме: два юбилея с разницей в десять лет (пацан пришел к успеху)!
Коль уж речь зашла о Юбилейных годах, напомню, что первый такой год (1300) был провозглашен Бонифацием VIII именно в Латеране. Каким-то чудом из всех фресок Джотто, некогда украшавших собор, сохранилась именно та, на которой Ильич объявляет советскую власть папа провозглашает начало Юбилейного года:
С Джотто в Латеране получилось нехорошо, а потому последнюю фреску холят и лелеют – она защищена стеклом.
В этом раз получилось очень пространное повествование с малым количествои иллюстраций. В продолжениях соотношение текста и картинок будет обратным. А продолжение неминуемо следует…
Источник: https://sibeaster.livejournal.com/271803.html