Замок Святого ангела в Риме – режим работы 2019 и стоимость билетов, как доехать и официальный сайт
еще фотографии →
Замок Святого ангела – это историко-архитектурный памятник, расположенный в самом сердце Рима – недалеко от Ватикана. Первоначально замок Святого ангела был построен как мавзолей, позднее он стал резиденцией пап и одновременно тюрьмой, он также был сокровищницей и неприступной крепостью, а в наши дни в нем располагается Национальный музей.
Как доехать до замка Святого ангела
- Метро – станции Lepanto или Ottaviano – San Pietro – линия А
- Автобусы маршрутов № 62, 23 и 271, 982 и 280 – остановка Piazza Pia или № 34 – остановка у Porta Castello
Режим работы Замка Святого ангела в Риме в 2019 г
- Ежедневно с 9:00 до 19:30
- Вход прекращается за час до закрытия музея
- Выходные дни – 25 декабря, 1 января и 1 мая. Музей может быть закрыт для проведения официальных мероприятий, информацию смотрите на официальном сайте.
Стоимость билетов в Замок Святого ангела в Риме в 2019 г
- Для взрослых – 14 евро
- Для детей до 18 лет – бесплатно
- Для лиц от 18 до 25 лет, граждан ЕС, – 7 евро
- Бесплатный вход для все посетителей каждое первое воскресенье месяца
Из истории
В 130 году император Адриан, предчувствуя наступление смерти, по примеру мавзолея Августа решил построить большую усыпальницу, где в каменных гробах могли быть захоронены его останки и останки членов его семьи. Мавзолей решили расположить не в Риме, а на противоположном берегу Тибра. Чтобы не переправляться на лодках, сразу приняли решение построить каменный мост, названный Элио.
Император Адриан не дождался окончания строительства, он умер в 138 году, а мавзолей был завершен в 139 году. Его наследник Антоний Пий приказал перенести останки Адриана в построенную усыпальницу, где до 207 года хоронили всех последующих императоров, последним из которых стал легендарный Семптий Север.
Мавзолей Адриана, как и усыпальница Августа, представлял собой гигантскую цилиндрическую структуру с холмом на вершине, засаженным кипарисом. В самой высокой точке сооружения, видимо, было изображение императора в виде бога Солнца, правящего квадригой, очень похожей на ту, что установлена на крыше Большого театра в Москве.
Еще до окончательного распада Римской империи мавзолей стал крепостью, участвовавшей во всех военных баталиях, разворачивающихся вокруг Рима. Здесь римские папы скрывались от преследования врагов, а в перерывах между сражениями замок служил тюрьмой, получившей славу самого ужасного застенка во всем Риме.
Достоверно известно, что сбежать из тюрьмы удалось единственному человеку – скульптору, ювелиру и авантюристу Бенвенуто Челлини, который только одним своим побегом заработал славу, которой бы никогда не добился как обычный ювелирных дел мастер.
Правда, Челлини сидел в обычной камере, а в крепости были клетушки, устроенные в вентиляционных трубах, в которых и повернуться было нельзя.
Теперь тюрьма является главной приманкой крепости,, также популярностью пользуются папские покои и особенно ванная папы Климента XVII, расписанная учеником Рафаэля Джулио Романо.
Туристы с удовольствием гуляют по расписным галереям с гротескными фресками, снимаются на фоне разложенных по периметру ядер и на фоне бронзового ангела.
Замок Святого ангела – название
Надо заметить, что это уже шестой ангел на замке, предыдущие стали жертвой молний и нехватки металла на оружие.
По преданию, при Григории Великом в 590 году случилась страшная эпидемия чумы и тогда папа организовал Крестный ход по городу, во время которого над крепостью возникло видение – фигура архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны.
Это предвещало окончание мора и в честь этого события замок быстро перекрестили в Castel Sant'Angelo и в это же время возникла традиция стрелять из замковой пушки, оповещая римлян о наступлении полдня.
Позднее была установлена первая фигура бронзового ангела.
В настоящее время окрестности замка выглядит как парковая зона. Во рву горожане выгуливают собак, на аллеях устраиваются благотворительные ярмарки и книжные выставки, организуются народные гуляния.
А каменный мост оккупируют торговцы, предлагающие туристам по 10 евро сумки Louis Vuitton и Gucci.
Евросоюзное законодательство и штрафы от 500 евро за торговлю подделками продавцы и клиенты благополучно игнорируют.
Замок Святого ангела – один из немногих памятников Рима, сохранившийся практически в неизменном виде. Это прекрасный образец античной архитектуры, который притягивает к себе не только туристов, но также поэтов, художников и скульпторов, которые черпают здесь вдохновение.
Официальный сайт
castelsantangelo.beniculturali.it
Источник: https://TripGuide.ru/page_16992.htm
Замок Святого Ангела в Риме (Мавзолей Адриана): как добраться, часы
Замок Святого Ангела в Риме – грандиозное сооружение, имеющее богатую историю. Как только не использовалась эта постройка: как усыпальница, замок, резиденция папы Римского, тюрьма, хранилище – всё это история замка. В наше же время замок используется как музей.
История замка
Мавзолей Адриана
В 130 году нашей эры римскому императору Адриану потребовалась усыпальница для себя и его будущего
Так выглядел мавзолей Адриана во II веке
рода. Для каждого императора считалось престижным иметь свой склеп, и чем грандиозней он был, тем больше память оставлял о себе правитель.
Именно поэтому император приказал архитекторам соорудить самый величественный мавзолей, который только был возможен. И архитекторы постарались на славу – красотой мавзолей Андриана соперничал с усыпальницей знаменитого императора Августа.
Мост
Для постройки мавзолея нашли место за пределами города, на другой стороне реки Тибр. Для транспортировки через берег строительных материалов и для совершения траурных церемоний воздвигли мост Элио (позже – мост Святого Ангела), объединивший Марсовое поле с усыпальницей.
Интересно то, что одним из архитекторов этого проекта выступил сам Адриан. До завершения строительства Андриан не дожил, а задумку отца завершаил его сын Антонин Пий.
После завершения строительства мавзолея в него торжественно перенесли останки Андриана. Перенос останков состоялось в 139 году, однако усыпальница была настолько великолепна, что в ней пожелали пребывать в покое все императоры вплоть до 217 года. Последний похороненный император в усыпальнице Андриана был Семптий Север.
От мавзолея к замку
Позже о мавзолее забыли, и он пустовал в течение более полувека. Но в конце III века вокруг мавзолея построили крепостные стены, и усыпальница превратилась в замок, защищавший город от нападений варваров не один век. Все вражеские посягательства, участившиеся в пятом и шестом веках, отбили только благодаря этому замку.
Перестроенная крепость, охранявшая Рим от захватчиков
Неукротимая чума
Своё сегодняшнее название усыпальница Андриана получила в 590 году во время чумы, свирепствовавшей тогда в Риме. Болезнь косила всех в таких количествах, что вымирали целые кварталы.
По преданию, для того чтобы Бог смиловался над горожанами, Папа Григорий Великий организовал шествие к усыпальнице. Когда горожане шли по мосту, над мавзолеем появился ангел. Он вложил меч в ножны, что означало милость Господа над горожанами. Видение видели все, кто тогда был на мосту, поэтому честь события создали мраморную фигуру Ангела, которую установили на бастион.
В 1753 году мраморную фигуру решили заменить на бронзовую, так как в старого мраморного Ангела попала молния и сильно повредила статую. После этого случая строение начали называть в честь ангела – замок Сант-Анджело по-итальянски.
Ангел, вкладывающий меч в ножны
Папская резиденция
Уже позже, папа Римский захотел обустроить замок в свою резиденцию. Для этого изменили облик как снаружи, так и внутри. На вершине замка стали реять флаги с папской символикой, а мрачные комнаты искусно переделали в позолоченные аристократические покои.
Также к замку добавляли новые пристройки: был пристроен балкон папы Юлия II, с которого понтифик наблюдал за жизнью в городе.
Мост Святого Ангела также приобрел новое предназначение – по мосту в замок ходили паломники, желающие посетить святыню и увидеть понтифика.
С течением времени в подвалах замка начали держать заключенных. Здесь отбывали пожизненное наказание кардиналы и аристократы, которых обвиняли или подозревали в заговоре против Папы. За решетками замка сидели также и выдающиеся ученые-астрономы, такие как Галилео Галилей и Джордано Бруно.
Замок, во времена резиденции Папы Римского
Замок Святого Ангела сегодня
Замок Святого Ангела в Риме – это популярная достопримечательность, которую из мрачной тюрьмы превратили в увлекательный парк с аттракционами. Кроме того, здесь находятся экспонаты, представленные в экспозиции Национального музей Рима.
Бывший крепостной ров используется местными жителями для прогулок, а на аллеях вокруг часто проводятся ярмарки. Кроме того, здесь часто экспонируются художественные выставки, а на мосту Святого Ангела нашли пристанище торговцы, здесь же работают многочисленные бутики с дизайнерской одеждой, что позволит совместить образовательную экскурсию с шоппингом.
Видео о замке
Необыкновенное 3D-светопредставление на фоне замка Сант-Анджело в Риме:
Где находится
Увидеть достопримечательность можно по адресу Lungotevere Castello, 50.
Как добираться
Можно при помощи метро – ближайшие станции Ottaviano-San Pietro и Lepanto. Еще один вариант, добраться до замка наземным транспортом – автобусом.
Стоимость билета – 10,5 евро
Часы работы
Попасть внутрь можно ежедневно, кроме понедельника с 9:00 по 19:30
Адрес
Источник: https://italy4trip.ru/zamok-svyatogo-angela
Замок Святого Ангела в Риме. Фото внутри, история, расположение, часы работы, билеты
Культурно-историческое значение замка
Менее известный, но интересный, в историческом плане, Замок Святого Ангела расположен в Риме на левом берегу Тибра. Не всегда здесь находилась крепость, изначально это была усыпальница. В 130 году император Адриан приказал построить мавзолей для себя и останков родственников.
Умерших римлян не разрешалось хоронить в черте города, все захоронения проводились на другой стороне реки. Считалось, что неподалеку от выбранного для мавзолея места, похоронен апостол Павел, ученик Иисуса Христа, замученный Нероном. Существует мнение, что проект мавзолея скопировали с усыпальницы Октавиана Августа.
Для удобного перемещения через реку был выстроен каменный мост Элио, связывающий Марсово поле с мавзолеем.
Спустя 4 года, на левом берегу вырос курган высотой 84 м, сверху установлено цилиндрической формы сооружение диаметром 64 м.
Все это венчал холм, на котором разбили кипарисовый сад с мраморной скульптурой в виде колесницы, управляемой Адрианом.
К сожаленью, всю эту красоту не довелось увидеть императору, за год до окончания строительства он умер. Позже, его прах был перенесен в мавзолей.
На протяжении долгого времени, до 217 года, всех правителей хоронили в этой усыпальнице. Последними были Септимий Север и его сын.
Затем, в течение нескольких десятков лет мавзолей был заброшен, сооружением никто не пользовался.
Возведенная на окраине Рима, усыпальница имела неоценимое стратегическое значение. Императору Аврелию в III веке это стало особенно актуально, когда ему пришлось защищать город от набегов варваров. Он решил превратить усыпальницу правителей в неприступную цитадель, возведя вокруг прочную каменную стену.
В IV – V веках участились нашествия врагов, и римляне нашли защиту внутри бастиона. Неоднократно вестготы во главе с Аларихом I осаждали Рим. На головы завоевателей лилась расплавленная смола, летели камни. Наибольшие разрушения произошли во время нападения вандалов, руководимых королем Гейзерихом (в 455 году они разграбили Рим).
Когда закончились метательные предметы, сверху на врагов полетели статуи, урны с прахом императоров. Одна скульптура была найдена во рве в начале 17 века – это Пьяный Сатир, сейчас она выставлена в мюнхенской Глипотеке.
На протяжении 4 веков цитадель подвергалась перестройкам и реконструкции. Наибольшее разрушение было получено в период восстания местного населения против французских завоевателей в конце 14 века.
Правивший в то время папа Бонифаций IX, дал указание архитектору усилить оборонительную функцию крепости. Было принято решение оставить один вход через поднимающийся мост, на вершине поставить часовню Архангелу Михаилу.
В XV веке появились 3 башни, установленные по углам четырехугольного основания. Папа Николай V в этот период впервые сделал здесь апартаменты своей резиденции, в это же время между Ватиканом и крепостью был выстроен укрепленный коридор длиной 800 м – пассето.
Собор Святого Петра находился еще в стадии строительства, но мессы уже проводились, также была выстроена Сикстинская капелла. Вот эти два религиозных сооружения и соединялись с крепостью коридором, по нему понтифик спокойно попадал в замок. Галерея протянулась вдоль стены, по которой свободно проезжала повозка, запряженная лошадьми.
В дальнейшем укрепление бастиона продолжил архитектор Антонио да Сангалло. Его проект предусматривал: вокруг трех башен бастионы в виде пятиугольника, замок окружен рвом, наполненным водой из Тибра, у входа построена круглая башня.
Все эти дополнительные защитные объекты помогли папе Клименту VII спокойно оставаться внутри замка в период осады Рима в 1527 году войсками Карла V. В числе защитников цитадели находился и Бенвенуто Челлини. Этот приближенный к знати, скульптор и ювелир, впоследствии описал все происходившее в автобиографии.
Замок Святого Ангела в Риме долгие годы являлся надежным укрытием правителям, устраивающим внутри свои резиденции. В период правления понтифика Павла IV в 1555-1559 гг. появилась дополнительная защита в виде пятиугольного бастиона.
История и легенды о замке
В конце 6-го столетия на Вечный город пришли две беды: воды Тибра вышли из берегов, затопив большую часть города, а эпидемия чумы почти опустошила население. Победить страшную болезнь медицина того времени не могла, умер папа Пелагий II.
Новый глава католиков Григорий I, с оставшимися горожанам, решил пройти Крестным ходом, в надежде молитвами спасти население от беды. Когда они проходили по мосту, то увидели на куполе усыпальницы архангела Михаила, вкладывающего в ножны огненный меч.
Это было воспринято, как завершение всех бед. Действительно, чума покинула Вечный город. Решено было увековечить это чудо: скульптуру ангела поставили на месте, где его увидели впервые.
Позже ее перенесли в сад. Первое изваяние изготовили из дерева, затем фигура была каменная, ее разрушили при осаде Рима в 1379 году. Мраморный ангел был установлен спустя 74 года, но и он сильно пострадал в грозу.
Следующая фигура из бронзы долго не простояла, ее пустили в переплавку для изготовления пушек. В 1563 году архитектор Рафаэлло да Монтелупо изготовил мраморную статую с бронзовыми крыльями – эта фигура в наше время стоит во внутреннем дворике.
Сейчас вершину замка венчает уже шестой по счету ангел, выполненный из бронзы в 1753 году известным мастером Пьетро ван Верскаффельтом. Задача стояла непростая: фигура должна представлять Ангела, вставляющего меч в ножны, а не вынимающего.
Решение было найдено: ведь воин, достающий меч, никогда не смотрит на него. С тех пор вершину крепости венчает скульптура ангела, смотрящего на руку с мечом. Период окончания эпидемии чумы и установление Ангела можно назвать периодом перехода от античного Рима к средневековью.
Многие легенды связаны с узниками замка. Для их содержания использовались подвальные помещения крепости. В тюремных камерах содержались «особо опасные» преступники, подозреваемые в измене и заговоре с целью свержения папы. Среди заключенных находился и Бенвенуто Челлини, упомянутый выше. Он обвинялся в краже папской тиары и в замок Святого Ангела возвращен уже, как арестант.
Ювелиру удалось сбежать, и он стал единственным, у кого это получилось,- ведь ему очень хорошо была знакома структура помещений замка. Челлини вскоре поймали и вернули в подвалы. Современники могут увидеть настенный рисунок «Иисус Воскресший», оставшийся в камере ювелира.
Среди заключенных крепости находились известные личности:
Джордано Бруно, | обвиненный инквизицией в ереси |
Галилео Галилей | провел 18 дней в тюремной камере. Он признался в ошибочности своих убеждений, покаялся – это помогло ему избежать наказания |
Джузеппе Бальзамо или граф Калиостро | обвинялся в участии в тайном обществе и богохульстве |
Джованни Батиста Орсини – кардинал, принадлежащий к знатному роду | Ему предписывали участие в сговоре против папы, попытку его отравления. Семья осужденного пыталась его выкупить, но папа, приняв в дар жемчужину, отравил Орсини; |
Беатриче Ченчи | Молодую римлянку обвинили в убийстве своего отца, который был настоящим деспотом и насильником. В результате интриг, Беатриче, ее брат и мачеха были подвергнуты казни на площади.Папа отказался помиловать семейство, так как после их смерти получил богатое состояние Ченчи. Молодой девушке было всего 16 лет, казнь была жестокой. По легенде каждый год в ночь казни по замку бродит призрак Беатриче. Эта трагическая история описана в книге Александра Махова «Караваджо». |
Можно услышать ни одно подобное повествование о призраках мучеников, узников тюрьмы. Они бродят по коридорам крепости в поиске покоя. Последними заключенными считаются люди, восставшие в 19 веке против реформ временного правительства. Каменные стены подземелья хранят останки замурованных заживо осужденных.
Трагическая история связана с мостом Элио, переименованным позднее, вместе с усыпальницей, в Святого Ангела. По нему верующие проходили к усыпальнице для того, чтобы увидеть и прикоснуться к святым мощам. Особенно большое скопление народа наблюдалось в праздники.
В декабре 1450 года в момент большого скопления верующих, перила проломились и люди попадали в воду. Многие были затоптаны толпой, утонули в Тибре. После этой трагедии, решено было возвести новый мост, сохранив 3 центральные арки.
Архитектурные фрагменты античности древнего сооружения сохранились до настоящего времени. Первоначально на мосту стояли статуи Петра и Павла, а с середины 17 века их дополнили десять фигур ангелов. В исторической памяти моста и трупы казненных заключенных, которые получали свою смерть здесь в 16 веке.
Папская резиденция
Замок Святого Ангела в Риме в 15 веке становится собственностью Ватикана. В течение 5 веков с X по XV вв. крепость меняла своего хозяина. Во время междоусобных войн, многие понтифики находили защиту за каменными стенами.
Наконец, сюда переносит свою резиденцию папа. Первым был Николай V, который также считается основателем современной (четвертой) библиотеки Ватикана, в основе которой есть личные собрания сочинений и рукописи папы.
В период правления Александра VI Борджиа началось строительство новых помещений. Росписью стен занимался художник Бернадино ди Бетто. Замок превратился в красивый дворец с двориками, галереями, фонтанами и садами.
Великолепные залы эпохи Ренессанса до наших дней сохранились в первозданном состоянии. С балкона-лоджии понтифики могли наблюдать за людским потоком по мосту через Тибр. По залам дворца были развешаны гербы разных правящих семейств: Медичи, Барберини, Фарнезе, Борджиа.
Преобразование замка проходило в период ренессанса, когда великие Рафаэль и Микеланджело расписывали кафедральный собор и Сикстинскую капеллу. Как свидетельствуют некоторые документы, в период правления папы Павла III, ученик Рафаэля расписывал фресками стены и украшал кабинеты скульптурами.
Несмотря на роскошный внутренний интерьер, не все понтифики соглашались жить в цитадели, месте убийства и кровосмешения. В 1589 году закончилось строительство официальной резиденцией Папы, Апостольского или Ватиканского дворца.
В конце 19 века, Рим становится столицей, и тюрьма в стенах замка Святого Ангела перестает функционировать. Некоторое время там располагались воинские казармы и склад боевого снаряжения.
Многие, когда-то роскошные залы, утрачивают свое великолепие, уникальные фрески покрыты слоем штукатурки, повреждены статуи, другие художественные предметы, выполненные великими мастерами эпохи Возрождения.
Замок Святого Ангела был не раз достроен и перестроен, но не утратил своей таинственности и загадочности
Начальник гарнизона Луиджи де ла Пенне решил исправить ситуацию, по его инициативе в 1901 году начинается реконструкция помещений, закончившись через 5 лет. Замок получает статус Национального музея. Министерство культуры Италии помогло приобрести несколько скульптур из музеев Рима. Коллекций картин и мебели пожертвовали частные коллекционеры.
Достопримечательности и постройки
Осмотр памятника начинается от Двора Спасителя, представляющего узкий коридор с мраморной скульптурой Христа 15в. Далее, круговой проход ведет во Двор Обреченных – здесь расстреливали заключенных, рядом расположена Часовня Святого Распятия для последней молитвы. Далее каменные ступени спускаются к залу с гробницей Адриана, изначально в центре стояла огромная статуя императора.
2-й уровень представляет Зал Урн, хранящий прах Адриана, его жены и сына. Здесь же находились заключенные в своих камерах и Зал Правосудия, где им зачитывали смертный приговор. На следующем уровне, во внутреннем дворике, стоит та, самая первая каменная статуя Ангела.
С восточной стороны проход ведет в покои понтифика. Зал Климента III украшает резная дверь, внутри старинный камин. Зал Аполлона был предназначен для приемов. Каждый понтифик добавлял что-то в украшение этих помещений.
Например, папа Евгений IV рядом устроил капеллу святых Космы и Дамиана, которая при следующем папе Николае V была соединена коридором с его покоями. Стены сохранили фрески Микеланджело, алтарь оформил Рафаэлло да Монтелупо.
Сохранились апартаменты папы Клемента VII, служившие ему убежищем в течение нескольких месяцев, в период осады Рима. Интересна ванная или купальня, представляющая римские термы с горячей водой, поступающей по трубам. Рядом находится закрытый дворик Александра VI с древним колодцем и часовней.
4 уровень представляет собой крытый коридор, по нему проходили верующие на встречу с понтификом. Сохранились комнаты Пия IV, балкон Юлия II, открывающий вид на мост через Тибр. В нескольких залах содержатся арсенал оружия и снаряжения 15-20вв.
Прекрасная лепнина, покрытая тонким слоем золота, уникальные фрески и гобелены являются украшением Зала Персея. Тема мифов Апулея воплощена в стенных росписях Зала Амура и Психеи. Зал Паолина – наиболее богатые апартаменты папы Павла III.
Круглой формы Сокровищница в 15-16 вв. хранила богатства понтификов. В тройных кабинетах Калиострата располагалось жилье знаменитого графа Калиостро. Интересен в художественном и историческом ракурсе коридор Помпеано, соединяющий библиотеку и Зал Аполлона: потолочная роспись не менее уникальная, чем в Сикстинской капелле.
Комната Казначейства была предназначена для хранения папской казны и архивов. Это круглый зал с 12-ю шкафами из ореха, стоящих по периметру, а в центре – старинные лари из железа и дерева. Небольшой коридорчик ведет в библиотеку.
На вершине замка с террасы открывает великолепный обзор на собор Петра и весь город. На высоком постаменте находится та самая фигура Святого Ангела, имя которого носит замок. Слева от скульптуры «Колокол осужденных», извещавших о начале казни. С террасы проход ведет в Колонный зал со знаменами Итальянской пехоты.
Замок Святого Ангела в Риме в эпоху Возрождения незначительно изменил свой внешний вид. Например, над балконом с колоннами нет часов, украшавших фасад в 18-19 веках. До 17 века на противоположной стене не было балкончика с фасадными колоннами. На дальнейшую планировку влияние оказало появление автомобильных дорог.
Экскурсии по замку
Замок можно осмотреть самостоятельно, но лучше это сделать с профессиональным гидом. Многие наши соотечественники давно живут в Риме, знают историю, архитектуру, основные достопримечательности. Для них – это работа, настоящий гид должен иметь лицензию туристического гида по Италии, лицензию в музеи Ватикана.
Программа включает пункты:
- историческая справка;
- описание, исследование всех уровней замка;
- апартаменты римских пап;
- тюремные помещения;
- Рим с высоты.
Экскурсии могут быть групповыми и индивидуальными. Продолжительность около 2 часов, чтобы впечатления остались положительными необходимо позаботиться об удобной обуви. Стоимость входного билета оплачивается дополнительно. Для групп цена от 139 евро.
Интересные факты
- Замок, построенный во II веке, в разное время был усыпальнице, тюрьмой, папской резиденцией.
- Заключенному, единственным кому удалось сбежать из местной тюрьмы, стал Бенвенуто Челлини, бывший ювелир, приближенный к знати.
- В книге Дюма «Асканио» описан его побег при помощи связанных простыней.
- Книги Д. Брауна «Ангелы и Демоны», П.
Берлинга «Дети Грааля» упоминают цитадель в повествовании.
- В опере Пуччини «Тоска» часть действия происходит на крыше замка.
- В фильме «Римские каникулы» некоторые сцены снимались у моста.
- Компъютерная игра, Assassin’s Creed: Brotherhood, разработанная французскими программистами.
Игрок видит замок таким, каким он был в 16 веке, с несколькими миссиями он сможет побывать внутри крепости.
- На верхней террасе расположен ресторан с панорамой на Вечный город.
- Русский художник Брюллов запечатлел на свой картине замок в 1823 году.
- В Третьяковской галерее выставлены три полотна из 8 серии «Новый Рим.
Замок Святого Ангела» Сильвестра Щедрина. Он жил рядом, поэтому его картины достоверно доносят того времени и бытовые детали.
- В легенде о захвате Карлом V Рима в 1527 году повествуется, что его армия перебила всех гвардейцев, охранявших Папу. Сам он через пассетто (укрепленный коридор), укрылся в замке Святого Ангела.
Из 189 защитников в живых осталось только 42. А силуэты 147 швейцарских гвардейцем в старой форме являются видениями.
Где находится, как добраться
Замок Святого Ангела в Риме расположен по адресу: Lungotevere Castello, 50.
Добраться до цитадели можно:
- метрополитеном: линия А, станция Lepanto, Ottaviano-San Pietro;
- автобусом № :34,40,46,62,64,271
Часы работы
Музей открыт ежедневно с 9.00 до 19.30. 25 декабря, 1 января, 1 мая – музей не работает. 1-е воскресенье месяца бесплатный вход. Цена билета 10 EUR, для групп от 20 человек бронь 1 EUR с каждого.
Замок Святого Ангела, возможно, покажется мрачным памятником в Риме, но это только первое впечатление.
Попав внутрь, каждый путешественник почувствует атмосферу древнего Вечного города. Пройти по спиралеобразной «дороге» внутри замка, прикоснуться к эпохе Ренессанса предоставит мавзолей-крепость с тысячелетней историей.
Оформление статьи: Мила Фридан
Видео о замке Святого Ангела в Риме
Замок Святого Ангела:
Источник: https://touristam.com/zamok-svyatogo-angela-v-rime.html
Замок святого Ангела
Замок святого Ангела (итал. Castel Sant'Angelo) — памятник архитектуры периода Древнего Рима. Сооружение в разное время использовалось как мавзолей, крепость, тюрьма, папская резиденция и хранилище их ценностей. В наше время здесь расположен музей, рассказывающий об истории сооружения. С террасы последнего яруса открывается хороший панорамный вид на Рим.
Мавзолей Адриана — предшественник Замка святого Ангела
История достопримечательности начинается с 123 года, когда император Адриан начал строить мавзолей для себя и членов своей семьи. Возводили сооружение на протяжении 16 лет, а завершил строительство уже после смерти императора его преемник Антонин Пий.
Он же распорядился изменить статус мавзолея с семейного на государственный. До 217 года здесь размещали погребальные урны императоров Рима, правивших после Адриана. Последним захоронением был легендарный Септимий Север.
В этот же период возвели мост, соединяющий мавзолей с Марсовым полем на противоположном берегу Тибра.
Мавзолей по своей архитектуре напоминал этрусский тумулус — на квадратном бетонном основании, каждая сторона которого равнялась 80 метрам, был установлен каменный цилиндр диаметром 64 и высотой 20 метров, увенчанный насыпным холмом.
Холм был засажен кипарисами, а на вершине возвышалась мраморная скульптурная группа — император Адриан, управляющий квадригой, в образе божества Гелиоса. По свидетельству Иоанна Антиохийского, кони, впряжённые в колесницу, были столь огромны, что сквозь отверстие их глаз мог свободно пролезть взрослый человек.
До наших дней от статуи сохранилась лишь голова императора, которая находится в Ватиканском музее.
Квадратное основание Мавзолея Адриана было обнесено бронзовой решёткой со столбами, украшенными бронзовыми позолоченными павлинами.
Снаружи сооружение украшали пилястры с роскошными капителями, на которых были выставлены лучшие мраморные статуи, привезённые из разных концов Римской империи.
Через узкие ворота и тёмный коридор со сводами открывался вход в четырехугольную погребальную камеру. Освещалась она косыми отверстиями, сделанными в стенах, в нишах которых стояли урны с прахом императоров.
Мавзолей перестраивают в замок
Выгодное стратегическое расположение Мавзолея Адриана не осталось без внимания и в конце III века император Аврелиан, занимаясь укреплением обороны Рима от варваров, включил его в число оборонительных сооружений.
В 590 году мавзолей получает название, которое сохранилось до наших дней — Замок святого Ангела.
Согласно легенде во время понтификата Григория Великого, ему было видение Архангела Михаила, стоящего на вершине замка и вкладывающего меч в ножны.
Явление Архангела было истолковано как известие об окончании страшной эпидемии чумы, свирепствовавшей в Риме уже долгое время. В честь этого видения также был переименован и уже упоминавшийся мост через Тибр.
С 590 года Замок святого Ангела стал не только частью оборонительных сооружений, но и местом папского убежища во время осад Рима. Например, в 1494 году в замке укрывался папа Александр VI (от Карла VIII Валуа), а в 1527 году — папа Клемент VII (от Карла V Габсбурга).
Для безопасного проникновения в замок из Ватикана функционировал специальный коридор Пассетто в Леонинской стене. Поверхность стены была настолько широка, что по ней свободно проезжала повозка.
На случай вынужденного пребывания папы специально реконструировали отдельные залы и покои, стены украсили фресками, а к зданию пристроили приватные лоджии. Чтобы повысить оборонительную эффективность замка, в середине XV века возвели четыре угловых бастиона и вырыли глубокий ров.
Бастионы были названы в честь святых апостолов, авторов четырёх канонических Евангелий (Матвей, Марк, Лука, Иоанн). Их итальянские названия следующие: бастион Сан–Маттео, бастион Сан–Марко, бастион Сан–Луки и бастион Сан–Джованни.
В XVI веке на вершине замка была установлена каменная с железными крыльями статуя Ангела. В 1753 году её заменили бронзовой скульптурой, потому что каменный ангел сильно пострадал от удара молнии. Новая статуя действительно производит впечатление убирающего в ножны, а не достающего меч ангела. Такое ощущение достигается обращённым к оружию взором ангела.
Примерно с конца XIV века подвальные помещения замка стали использовать в качестве тюремных камер для особо важных преступников. В их число входили мыслители и философы, поэты и художники, политические деятели и учёные.
В списке узников тюрьмы Замка святого Ангела значатся такие известные в своё и незабытые в наше время личности как Томмазо Кампанелла, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Аристотель Фиораванти, граф Калиостро, гуманисты Бартоломео Платина и Помпонио Лето, а также многие другие выдающиеся личности, чьи научные и логические взгляды подрывали авторитет всемогущей Церкви.
https://www.youtube.com/watch?v=RvcL7g5LsXI
Рекомендуем экскурсии:
Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро
Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро
Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро
Известные узники замка
В 1527 году известный скульптор и ювелир, любитель уличных драк и смутьян Бенвенуто Челлини участвовал в обороне замка, сражаясь за папскую власть против имперских войск. Через два года он занял должность начальника папского монетного двора, но позже был обвинён в краже папских драгоценностей и брошен в тюрьму.
Здесь-то бывшему участнику обороны замка и пригодилось подробное знание всех коридоров, помещений и камер. История говорит о том, что это был единственный побег из тюрьмы неприступного замка. Покинув Рим, Челлини с успехом продолжал создавать свои шедевры, поступив на службу к Медичи во Флоренции.
На стене его бывшей камеры сегодня можно увидеть выцарапанный рисунок мастера, названный «Иисус Воскресший».
А в 1789 году в Замке святого Ангела побывал и легендарный граф Калиостро. После побега из Англии от преследовавших кредиторов он осел в Риме, однако пристально следившая за безбожником святая инквизиция арестовала графа.
Ему было предъявлено множество обвинений в ереси, мошенничестве и франкмасонстве. Именно последний пункт считался в то время самым тяжким грехом и карался смертью. Следствие продолжалось два года.
В марте 1791 года Калиостро предложили публичное покаяние, на которое он и согласился, чтобы избежать казни.
Босой, с покрытой чёрным покрывалом головой, граф медленно прошёл от Замка святого Ангела до церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, где и совершил торжественный ритуал покаяния. Калиостро был «помилован» и заточён в тюрьму крепости Сан-Лео до конца жизни.
Великий учёный и астроном Джордано Бруно провёл в подвалах замка шесть лет. Его арестовали по обвинению в ереси, так как он поддерживал теорию Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Инквизиция требовала отречения от своих убеждений, однако учёный оставался непреклонен. В феврале 1600 года суд признал Джордано Бруно еретиком и приговорил к сожжению на костре.
В апреле 1633 года в Замке святого Ангела на протяжении 18 дней находился другой знаменитый учёный — Галилео Галилей. Только благодаря признанию своих убеждений ошибочными и публичному покаянию Галилей смог избежать костра инквизиции.
Его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси» и приговорили к тюремному заключению, которое папа римский «великодушно» заменил строгим домашним арестом. Всю оставшуюся жизнь великий учёный провёл в вынужденном уединении. За малейшее нарушение режима Галилею постоянно угрожали переводом в тюрьму.
Все его будущие труды и работы подвергались убийственной цензуре.
Архитектор и инженер Аристотель Фиораванти пользовался большой популярностью в Италии и был востребован как талантливый инженер. Однако в 1473 году по ложному доносу его обвинили в изготовлении поддельных золотых монет, арестовали и на девять месяцев заточили в тюрьму Замка святого Ангела.
Не сумев доказать вину Фиораванти освободили, но лишили всех прав и привилегий. Тогда он принял предложение российского царя Ивана III переехать жить и работать в Москву. Итальянский архитектор возвёл в Московском Кремле знаменитый Успенский собор, а также проектировал новые стены и башни Кремля.
В 1482 году в качестве военного инженера и начальника артиллерии Фиораванти участвовал в походе Ивана III на Новгород, отличившись сооружением крайне полезного понтонного моста.
После этого мастер предпринял тайную попытку вернуться в Италию, но был схвачен и помещён в тюрьму, пока вновь не изъявил желание служить верой и правдой.
Беатриче Ченчи
Из многочисленных узников Замка святого Ангела наибольшей народной любви и человеческого сострадания удостоилась 22–летняя Беатриче Ченчи. В 1598 году она в сговоре с братом и мачехой совершила убийство родного отца.
Принято считать, хотя и достоверно не доказано, что грубый и развратный старик Ченчи изнасиловал юную Беатриче, за что и понёс справедливую семейную месть. Причины преступления и судебный вердикт, приговоривший всех троих соучастников к казни, вызвал небывалую волну общественного негодования.
Однако папа Климент VIII остался непреклонен и в сентябре 1599 года обвиняемые были казнены.
Есть основания полагать, что важную роль в нежелании папы смягчить наказание сыграло огромное финансовое состояние семьи Ченчи, которое при условии смерти прямых наследников означало конфискацию в пользу Церкви. В последствии, запутанная история об истинных причинах преступления с множеством странных обстоятельств, оказалась чрезвычайно красочным сюжетом и надолго вошла в европейскую литературу.
Музей в Замке святого Ангела (Рим)
В 1871 году Рим стал столицей объединённого Итальянского государства, и новые власти закрыли тюрьму, давно ставшую символом феодализма и засилья Церкви. Короткий период времени замок выполнял функции казармы и военного склада.
Со стен исчезли фрески скрытые под тяжёлым слоем белой штукатурки, а многочисленные залы старинного замка находились в запущенном состоянии.
По инициативе начальника казармы, полковника Луиджи Дюрана де ла Пенне и капитана Мариано Боргатти была начата реставрация замка и открыт военный музей, который в 1901 году был преобразован в Национальный музей.
Первый уровень Замка святого Ангела
Знакомство с замком начинается с узкого Двора Спасителя из-за расположенного здесь мраморного бюста Христа, датируемого XV веком. Круговой коридор под открытым небом ведёт во Двор Обречённых, где расстреливали приговорённых к смерти узников тюрьмы. Во Двор выходят двери бывшей Капеллы Креста, где сейчас находится книжный магазин музея.
Через большую арку у входа в замок по ведущим вниз лестницам можно попасть на исходный уровень, где изначально и находился Мавзолей Адриана.
Широкий коридор ведёт к прямоугольной комнате с большой полукруглой апсидой, где раньше находилась колоссальная статуя Адриана.
От древнего зала гробницы Адриана, отходит спиральный туннель с высоким сводом, через который можно попасть на более высокий уровень.
Второй уровень Замка святого Ангела
Второй уровень замка начинается с Зала Урн, в котором в глубоких арочных нишах расположены урны с прахом Адриана, его жены Сабины и их сына Элио Цезаря.
Рядом расположены тюремные камеры, где содержали узников Замка святого Ангела, а также Зал правосудия, в котором зачитывались их смертные приговоры.
В этой части замка в ходе археологических раскопок были найдены многочисленные ниши и помещения для хранения стратегических запасов на случай осады (зерно, масло, фураж).
Третий уровень Замка святого Ангела
Переходя на третий уровень замка, посетители попадают в небольшой квадратный Двор Ангела, где с 1747 года находится повреждённая статуя каменного ангела, некогда венчающего Замок святого Ангела. На восточной стороне двора находится вход в папские покои, через которые можно попасть во владения папы Климента VIII.
После неудачной реставрации в комнате папы расположили камин, два портала с эмблемой папы Климента X, а также массивную дверь эпохи ренессанса. Следующее помещение — Зал Аполлона — яркий пример трансформации военной крепости в аристократическую резиденцию.
В 1534 году папа Павел III с роскошью устроил свои апартаменты, оформив стены покоев фресками флорентийского мастера Перино дель Вага на тему мифических историй об Аполлоне.
По приказу папы Евгения IV недалеко от папских покоев была устроена капелла в честь святых Косма и Дамиана бессребреников, врачевателей и чудотворцев. В 1450 году по желанию Николая V папские апартаменты и капеллу соединили проходом. В ходе реставрационных работ, которые были поручены Микеланджело Буонарроти, были расписаны боковые стены капеллы.
Алтарь, изображающий Мадонну с младенцем, был оформлен Рафаэлло да Монтелупо. Далее по коридору расположены апартаменты, состоящие из: двух маленьких комнат и ванной, в которых в течение шести месяцев находился в осаде папа Клемент VII. Ванная комната устроена по примеру древних терм с подачей по трубам горячей воды.
Оформлением великолепного интерьера (роспись и фрески) занимались известные живописцы Джованни да Удино и Джулио Романо.
Четвёртый уровень Замка святого Ангела
На четвёртом уровне замка можно пройти через крытую галерею с уникальным видом на Тибр, где собраны археологические находки замка, скульптуры, элементы декора и лепные фигуры, некогда украшавшие гробницу Адриана. Далее расположены комнаты папы Пия IV, лоджии Юлия II, Павла III, а также несколько залов с собранием исторического оружия разных эпох.
Особого внимания заслуживают несколько залов на этом уровне. Зал Персея с украшенными позолоченной лепниной и фресками рассказывает легенду о Персее.
В этой не большой комнате можно увидеть гобелены, предметы мебели, а также картины: «Плач по Христу», выполненную в манере Феррарской школы живописи, и «Дама с единорогом» работы Лука Лонги.
Следующий Зал Амура и Психеи назван в честь оформленных фресками стен на тему мифических рассказов Апулея.
Здесь находятся маленький алтарь, кровать и несколько картин: «Отдых на пути в Египет» работы Федерико Бароччи, «Несение креста» Себастьяно дель Пьомбо и портреты пап Павла III и Александра VI. Зал Паолина зал создан в середине XVI века как приёмный зал Павла III Фарнезе и с тех пор стал залом для приёма послов, почётных посетителей и важных гостей. Зал отличается пышным и богатым декором.
Пятый уровень Замка святого Ангела
Пятый уровень открывает Комната казначейства, которая использовалась для хранения казны и церковных архивов.
По периметру круглого зала расположены двенадцать шкафов из орехового дерева, а в центре — деревянные и железные лари, установленные по приказу папы Сикста V, доступ к которым имел только он.
Далее следуя по маленькому коридору можно попасть в Библиотеку замка, бывшую ранее апартаментами Павла III, и украшенную живописными фресками, темой которых является величие Римских императоров и католической Церкви.
Шестой уровень Замка святого Ангела
Шестой уровень завершает экскурсионный маршрут на Террасе Ангела, с которой открывается вид на Тибр и Собор святого Петра. Слева на вершине расположен «Колокол осуждённых», который извещал о предстоящей казни. С террасы можно попасть в Колонный зал и Зал Флагов, где сохранены флаги полков пехоты итальянской армии.
Рекомендуем экскурсии:
Прогулка по Риму — вы погрузитесь в «живой» Рим и познакомитесь с его историей, легендами и главными достопримечательностями — 2 часа, 20 евро
Другой Рим — прекрасные и романтичные уголки Вечного города вдали от шумных туристических маршрутов — 2 часа, 30 евро
Музеи Ватикана и Собор святого Петра — искусство, красота, история и религиозная культура Италии в шедеврах ватиканских музеев — 3 часа, 38 евро
Источник: http://tisamsebegid.ru/rim/zamok-svyatogo-angela